Зарплатная комиссия в налоговой

Зарплатная комиссия в ИФНС

Зарплатная комиссия в налоговой

Борьба с нелегальными выплатами зарплат идет не первый год. Из-за того, что НДФЛ поступает в местный бюджет, в авангарде выступает межведомственная комиссия по заработной плате, куда входят представители различных органов, в том числе прокуратуры.

Вызывают на комиссию по заработной плате, что делать?

Стратегия и порядок действий зависит от того, что желает узнать от вас комиссия по заработной плате. Порой самые угрожающие тексты требуют наименьшего напряжения и подготовки. Рассмотрим несколько вариантов уведомлений, которые рассылает налоговая комиссия по зарплате.

  • Уведомление содержит перечень нестандартных документов

Проще всего провести подготовку, если в уведомлении о вызове налогоплательщика, плательщика взносов или налогового агента (далее – Уведомление) указан конкретный перечень документов, например:

  • штатное расписание с указанием ФИО сотрудников, ИНН, должности и заработной платы;
  • пояснение по легализации заработной платы.

Даже такие далекие от стандартизированных документов запросы позволяют осуществить подготовку к заседанию комиссии по легализации заработной платы. Не стоит спорить с инспекторами и объяснять существенные различия между такими документами, как:

  • штатное расписание;
  • штатная расстановка.

Сделайте фантазийный документ, затребованный налоговиками на основе документов, которые есть, например, в 1С: ЗУП. Ваша цель при этом – показать трудовой распорядок ваших работников, кто из них:

  • трудоустроен у вас на полной ставке;
  • работает только половину времени;
  • занимает 0,2 или 0,3, а может и вовсе 0,1 ставки.

Сложнее всего сформировать требуемое, когда основная часть работников, например:

  • применяет надомный труд;
  • имеет формулировку в трудовом договоре о неполном рабочем дне с гибким графиком и обязанностью отработать не менее определенного количества часов в неделю.

Так, если часов будет очень мало, например, 8 в неделю, то сложно проставить даже 0,1 ставки. В таком случае лучше сообщить в объяснительной, что ваше штатное расписание не предусматривает требуемых строк, и вы можете предоставить помимо него штатную расстановку работников, куда дополнительно включите ИНН своих работников.

Также объяснительная может содержать описание устройства вашего бизнеса, который по объективным причинам суммарно имеет большое количество сотрудников. При этом отработанное ими и оплаченное вами рабочее время вполне соответствует минимальному размеру оплаты труда вашего региона.

Внимание!

Никогда не ссылайтесь на федеральный МРОТ, он существует только для бюджетников (если вы не оформляли отказ от регионального соглашения по «минималке»).

  • Уведомление содержит перечень стандартизированных документов

Комиссия по легализации заработной платы может запросить достаточно большое количество документов. Например, так:

Так как времени на подготовку дают достаточно, используйте его для сверки платежей, чтобы хотя бы к уплате НДФЛ и страховых взносов не было вопросов. Таким образом вы покажете, что готовы к сотрудничеству и диалогу.

Если по любым расчетам выходит, что ваш среднестатистический работник получает меньше регионального минимума, то проблемы могут быть не только с налоговой, но и с прокуратурой.

В этом случае в инспекцию правильнее предоставить не действующее штатное расписание, а хотя бы с 1-го числа месяца, следующего за датой заседания комиссии по выплате заработной платы.

Естественно, оклады (тарифные ставки) необходимо рассчитать, исходя из региональной минимальной заработной платы.

  • В уведомлении упомянута среднеотраслевая заработная плата

Если комиссия по вопросам легализации настаивает на том, чтобы ФОТ соответствовал не просто региональному уровню, а среднеотраслевому, то вполне уместен торг. По сути, если в уведомлении упомянут среднеотраслевой уровень зарплат, то бессмысленно готовить заранее штатное расписание с увеличенными окладами менее продекларированного налоговиками размера.

Вначале необходимо понять, что налоговики хотят включить в протокол по легализации заработной платы. Как правило, для инспекторов важно отразить хоть какую-то положительную динамику, причиной которой стал вызов компании «на ковер».

В отношении компаний, которые пришли к нам на аутсорсинг расчета заработной платы (Payroll) мы стараемся соблюдать режим «невидимки». Например, постоянно следим за тем, чтобы зарплаты в компании не выбивались из среднеотраслевых показателей, и своевременно вносим корректировки.

  • Уведомление связано с ликвидацией задолженности

Если компания допускает просрочку НДФЛ и страховых взносов, то уведомление придет уже от комиссии по ликвидации задолженности. Причем налоговики будут спрашивать не только о погашении задолженности, но и рассмотрят под лупой средний размер оплаты труда по вашей компании.

Тексты уведомлений в этом случае носят особо устрашающий характер. Вас попросят пояснить:

Как правило, оплата задолженности или пояснение с указанием точных сроков ее погашения и описанием мер, предпринимаемых компанией, превращает упомянутый «прожиточный» минимум в региональный МРОТ. Если компания будет упорствовать, то налоговики начнут:

  • шантажировать опасностями, которые вытекают из выплат «теневой зарплаты»;
  • настаивать на необходимости среднеотраслевого размера выплат.

Принимая на аутсорсинг расчет заработной платы, мы внимательно следим за тем, чтобы ни при каких обстоятельствах не возникало задолженности по зарплатным налогам.

При этом наши специалисты плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе обслуживания. Мы готовим документы (пояснения) и отправляем их в инспекцию.

При необходимости защищаем подготовленные нами пояснения и представляем интересы нашего клиента в ИФНС.

  • Вызов связан с задолженностью по заработной плате

Задолженность по зарплате – самый худший случай, так как к решению вопроса, кроме налоговой, будет подключена трудовая инспекция, а также прокуратура. Вызов на комиссию по задолженности по заработной плате – предвестник уголовной ответственности руководителя компании .

Использование такого достаточно неформального и относительно мягкого инструмента, как комиссия, в ситуации, где применим Уголовный кодекс, можно объяснить лишь:

  • отсутствием жалоб работников;
  • сдачей нулевой «зарплатной» отчетности при наличии движений по расчетному счету.

Такое положение дел можно объяснить лишь, если работники компании – сплошь ее учредители и получают дивиденды. Ведь даже при вынужденном простое работники должны получать свою среднюю зарплату.

Помимо настоящей статьи рекомендуем вам ознакомиться и с другими нашими материалами:

В указанных материалах рассматриваемой теме посвящены отдельные разделы.

Как отвечать на вопросы налоговиков?

Любая налоговая комиссия и, особенно, межведомственная комиссия по заработной плате – это прежде всего психологическое давление. Причем такой метод воздействия на компании налоговики считают очень действенным, поэтому активно практикуют его с целью собрать больше денег в бюджет.

Подчас вызов на комиссию связан с небрежностью бухгалтера, опоздавшего с оплатой взносов, однако и в этом случае чаще всего на комиссию вызывают именно генерального директора. На человека, далекого от бухгалтерии, легче «воздействовать» с элементами запугивания.

Отметим, что штатные главбухи как правило пасуют перед налоговой и убеждают директора не перечить, а исполнять все «пожелания» ИФНС.

Между тем отвечать на вопросы налоговиков можно так, чтобы отстоять интересы компании, если уровень зарплат и перечисленных в бюджет «зарплатных» налогов обусловлен объективными обстоятельствами, а выполнение «пожеланий» приведет компанию к банкротству.

Однако каждая ситуация настолько уникальна, что готовый рецепт дать сложно. В идеале интересы компании на комиссии по вопросам легализации должен представлять и защищать опытный эксперт в области налогообложения и налогового права.

Такой подход поможет изменить ситуацию в корне. Так, у нас в компании есть специальные люди, которые умеют общаться с налоговой, не бояться ее и найдут убедительные контраргументы на претензии ИФНС. И это не рассказы о:

  • неполном рабочем дне ваших сотрудников;
  • договорах подряда (в этом случае в принципе можно в конечном итоге навлечь на себя трудовую инспекцию, которая переквалифицирует такие договоры в трудовые).

Например, в зависимости от обстоятельств наши специалисты поясняют невозможность повышения зарплаты в текущем моменте из-за:

  • сезонности спроса;
  • конкретных злостных неплательщиков-покупателей;
  • других объективных обстоятельств, в которых нет и намека на какие-либо нелегальные схемы.

Нас не смутят вопросы о личных тратах ваших сотрудников в сопоставлении с их зарплатой. На это у нас заготовлена стандартная «конституционная» фраза о невмешательстве компании в частную жизнь ее работников. И, самое главное, – мы знаем, как подготовить документы так, чтобы соблюсти интересы компании, но в то же время налоговики могли отчитаться о «результативности» итогов комиссии.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/zarplatnaya-komissiya-v-ifns/

«Зарплатная» комиссия: кому ожидать приглашения и к каким последствиям готовиться

Зарплатная комиссия в налоговой

Зарплатные комиссии создаются в рамках межведомственных комиссий при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссий входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, а также за предпроверочный анализ и взыскание задолженности.

Кроме того, в зарплатную комиссию включают представителей органов власти, сотрудников ПФР и ФСС, трудовой инспекции и полицейских.

Для чего создают комиссию

Главные кандидаты на посещение зарплатной комиссии — это компании и ИП, которых налоговики заподозрили в применении «серых» схем оплаты труда и выдаче зарплаты «в конвертах».

Если подозрения еще не подтвердились, инспекторы не станут спешить с выездной проверкой. Сначала предполагаемого нарушителя вызовут на комиссию и предложат самостоятельно исправить ситуацию.

Также на комиссию вызовут тех, чья виновность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода до того мала, что назначать выездную проверку неэффективно.

Информацию о возможных схемах налоговики черпают не только из собственных источников (расчетов, деклараций и проч.), но и из обращений граждан, организаций и контрольно-надзорных ведомств. Также сотрудники ИФНС принимают во внимание сведения от компетентных зарубежных источников о резидентах РФ, которые получают доходы за границей.

Для предпринимателей

1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ. Нагрузка рассчитывается как отношение начисленного налога (строка 070 раздела 2 декларации 3-НДФЛ) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).

2. Доля профессиональных вычетов составляет 95% и более от величины доходов. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).

3. В декларации по НДС показана выручка, а в декларации 3-НДФЛ показан нулевой доход (либо 3-НДФЛ не представлена).

Сначала инспекторы составляют список всех ИП, указавших выручку в строках 010-050 раздела 1, строках 020 раздела 4 или в графе 2 раздела 7 декларации по НДС.

Затем из этого списка отбирают предпринимателей, не отразивших доход в строке 010 листа В декларации 3-НДФЛ, либо не сдавших эту декларацию.

Для работодателей (компаний и ИП)

1. Задолженность по НДФЛ. Ее определяют путем сопоставления двух величин. Первая —налог, удержанный по данным расчета 6-НДФЛ. Вторая — поступление налога, отраженное в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.

2. Задолженность по страховым взносам (в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности).

3. Снижение уплаты НДФЛ по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10% (с учетом среднесписочной численности и данных расчета по страховым взносам).

4. Снижение уплаты страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Анализируются данные из расчетов по страховым взносам за периоды с 2017 года, карточки «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям), данные из расчета 6-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.

5. Снижение численности работников по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%. Инспекторы сопоставляют три величины.

Первая — количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы, отраженное в расчетах по страховым взносам за периоды с 2017 года. Вторая — количество физических лиц, получивших доход, поданным расчета 6-НДФЛ.

Третья — сведения о среднесписочной численности за прошлый и позапрошлый годы. Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.

6. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов по всем работникам, отраженную в расчете 6-НДФЛ, и делят на среднесписочную численность персонала. Особое внимание обращают на работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимума.

7. Применение в предыдущих периодах дополнительных тарифов по ставкам 9% или 6%, а в текущем периоде — по иным ставкам. Анализируется динамика снижения начислений с учетом вида деятельности.

8. Снижение суммы начисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Для физических лиц без статуса ИП

Не представлена декларация 3-НДФЛ при том, что у налоговиков есть сведения об отчужденном имуществе (недвижимости, транспорте и проч.).

Сначала инспекторы составляют список граждан, поименованных в информационном ресурсе об отчуждении имущества. В список не попадают те, кто имеет право на освобождение от НДФЛ по статье 217.

1 НК РФ (то есть те, кто владел недвижимостью в течение минимального предельного срока и более). Затем из списка отбирают тех, кто не сдал декларацию 3-НДФЛ.

Как инспекторы готовятся к зарплатной комиссии

После того, как список кандидатов на посещение комиссии сформирован, налоговики приступают к предварительному анализу. Они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности и информацию о налогах.

Причем, в расчет берутся не только сведения об НДФЛ и страховых взносах, но и обо всех прочих налогах и сборах. Это необходимо, так как, по мнению авторов комментируемого письма, зарплатные схемы говорят о занижении выручки и завышения расходов.

А они в свою очередь приводят к образованию неучтенной наличности и сокрытию облагаемой базы по налогу на прибыль, НДС и т.д.

В процессе подготовки налоговики используют данные из своих информационных ресурсов, и сведения, полученные от контрагентов, банков, правоохранительных и лицензирующих органов, таможенников и иных доступных источников. Результаты оформляют в виде таблиц.

Среди них есть таблица «Анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса)», «Анализ показателей исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов», «Критерии оценки рисков» и проч.

Все таблицы подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес организации или ИП направляют информационное письмо, где отражаются все подозрения. Сделать это чиновники должны не позднее, чем за месяц до планируемой даты заседания комиссии.

В письме налогоплательщику предлагают подать уточненные расчеты 6-НДФЛ и уточненные расчеты по страховым взносам, представить пояснения, а также доплатить налог на доходы и взносы. На это отводится 10 рабочих дней с даты получения информационного письма.

Если этот срок истек, а «уточненок», пояснений и платежей не последовало, налогоплательщику пришлют уведомление о вызове на зарплатную комиссию.

Заседание комиссии

Каждое заседание комиссии проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что приглашается только одна организация или один предприниматель. Комиссия выслушивает пояснения по всем подозрительным фактам и рассказ о том, какие мероприятия проводятся или будут проводиться для самостоятельного устранения нарушений.

Далее комиссия излагает свою точку зрения о том, что еще нужно сделать. В частности, предлагает сдать уточненные расчеты 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за прошлые периоды.

В отчетности рекомендуется уменьшить значения по ряду показателей, а именно — по расходам ИП, расходам на оплату страхового обеспечения от ФСС и размеру выплат, не облагаемых вносами. Некоторые показатели, напротив, предлагается увеличить.

Это ставка доптарифов и численность работников, получающих зарплату. Плюс к этому рекомендуется перечислить недоплаченные страховые взносы, НДФЛ и пени за все периоды.

Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Есть вероятность, что по результатам работы комиссии ИФНС направит информацию в полицию, трудовую инспекцию, миграционную службу и иные контролирующие органы. Если же комиссия обнаружит, что работодатель выплачивал зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, то о нем ежеквартально будут сообщать в органы местного самоуправления.

Чего ожидать после комиссии

По завершении комиссии налоговики продолжат следить за «подозрительным» налогоплательщиком.

Они организуют ежеквартальный мониторинг задолженности по НДФЛ и взносам, будут отслеживать представленные «уточненки» и динамику численности и заработной платы.

Если никаких улучшений не наметится, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа ИФНС, а затем, возможно, назначат выездную проверку.

Что будет, если не прийти на комиссию

Если организация или предприниматель не сможет прийти на комиссию по уважительной причине (о чем заблаговременно сообщит инспекторам), то заседание перенесут.

Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, неявившегося налогоплательщика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц и ИП от 2 000 до 4 000 руб.

Затем компанию или ИП снова вызовут на комиссию. В случае повторной неявки налоговики проведут сначала предпроверочный анализ, а потом и выездную проверку.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2017/9/12680

Налоговая шпаргалка для руководителя кого вызовут на зарплатную комиссию

Зарплатная комиссия в налоговой

Обзор Налоговых новостей от Учет-СервисВыпуск №14 (157) от 23 Августа 2017 года
Новости/разъясненияСправочная  информацияАрхиврассылки

Кого вызовут на зарплатную комиссию в налоговую

Исчисление пени в повышенном размере после 1 октября 2017 г.

Новые правила налоговых проверок с 19 августа 2017 года

Кого вызовут на зарплатную комиссию в налоговую

Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

Недавно выпущенное объемное письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

Знакомство с письмом позволит оценить степень вероятности вызова на нее и при необходимости применить превентивные меры. Ведь материалы комиссии могут направить в надзорные органы и правоохранителям, также по ее итогам могут назначить выездную проверку.

Принципы работы комиссии

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

Письмо направят за 30 дней до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам), погашения долга по НДФЛ и страховым взносам установят в количестве 10 рабочих дней со дня получения этого письма.

Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

В комиссию по легализации включаются:

  • начальники (либо сотрудники) структурных подразделений налоговых органов с функциями проведения «камералок», выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий по урегулированию долгов;
  • представители органов ПФР, ФСС, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.

Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.

Ранее ФНС письмом от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@упразднила работу комиссий по легализации баз по основным налогам, исключение сделано лишь для НДФЛ. Теперь данная комиссия из-за схожести баз по НДФЛ и взносам направит свои усилия и на улучшение показателей по уплате страховых взносов.

Критерии отбора на комиссию

Отбирать будут по следующим признакам:

1) налоговых агентов:

  • с долгами по уплате НДФЛ;
  • со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
  • с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);

2) плательщиков страховых взносов, в том числе:

  • с задолженностью по взносам;
  • со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
  • со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.

3) индивидуальных предпринимателей, в том числе:

  • на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
  • с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В);

4) физлиц, не задекларировавших полученные доходы: отбор происходит по данным информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное);

5) иных плательщиков, в отношении которых предпроверочный анализ выявил налоговые нарушения, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным.

Ранее опубликованное письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит аналогичные критерии отбора на комиссию налоговых агентов по НДФЛ.

 В новом регламенте (в отличие от старого) предусматривается анализ формы 6-НДФЛ и сверки в динамике ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ. Также новшеством являются условия отбора плательщиков страховых взносов.

Здесь сигналом для вызова на комиссию послужат в первую очередь: долги по взносам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение числа персонала более чем на 30 процентов.

 Сравнивать станут в динамике показатели расчетов по форме 6-НДФЛ и по взносам, а также данные справки и КРСБ. В отношении отобранных претендентов на комиссию налоговики проведут контрольные мероприятия. Об их особенностях — в следующем обзоре рассматриваемого письма ФНС РФ.

Источники информации о плательщике

Налоговики тщательно подготовятся к заседанию: исследуют все возможные источники сведений в отношении отобранных компаний (ИП), а также проведут всесторонний анализ добытой информации.

Названы источники данных для такого анализа:

  • информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
  • данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • сведения от банков, правоохранителей, фондов, лицензирующих и таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.

В рамках анализа налоговики:

  1. рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,
  2. выделят аналогичных лиц и рассчитают их налоговую нагрузку (в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),
  3. определят аналогичного плательщика взносов (налогового агента) с максимальной налоговой нагрузкой,
  4. исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки компании (ИП) от максимального значения.

Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы возьмутся за финансовые потоки претендента на комиссию: исследованию подвергнутся его банковские выписки.

Выписки со счетов инспекторам понадобятся для составления схем движения денежных средств и ведения бизнеса компании (ИП).

Контролеры также посмотрят сделки на предмет их негативного влияния на налоговую нагрузку.

В заключение налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Все аналитические действия инспекторов фиксируются в таблицах (приложения к письму ФНС РФ). Таким образом, на плательщика формируется досье, которое будет в дальнейшем использовано налоговым органом на комиссии.

Результаты работы комиссии

На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

Затем последуют рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании НДФЛ-базы и базы по взносам, которые занесут в протокол. Срок для устранения — 10 рабочих дней с даты проведения комиссии.

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

  • на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
  • на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.? 

Источник: “Время бухгалтера”

Ссылки по теме:

Исчисление пени в повышенном размере после 1 октября 2017 г.

Источник: http://uchet-service.ru/vip157

Легализация заработной платы в 2019 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

Зарплатная комиссия в налоговой

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы. Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:  

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат. Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера. Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать. Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки. Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход.

Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж. Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы. По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2019 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника. В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД. Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы. Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Источник: https://migrantmedia.ru/legalizaciya-zarabotnoj-platy-v-2016-godu-zhdite-vyzov-na-zarplatnye-komissii

10 признаков того, что вас вызовут на зарплатную комиссию в ФНС

Зарплатная комиссия в налоговой

Налоговики начинают кампанию по выявлению «серых зарплат». Какие признаки могут вызвать у них подозрения, а значит, вызов директора и главного бухгалтера на налоговую комиссию? Посмотрим на ситуацию с точки зрения ФНС.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на заседании Совета Федерации, посвященном исполнению поручений Президента России после Послания Федеральному Собранию, заявил, что одним из источников доходов для исполнения поручений главы государства в социальной сфере должно стать налогообложение доходов граждан. Для это чиновники планируют вывод из тени «серых зарплат». Поскольку дополнительные доходы нужны бюджету уже сейчас, налоговики начинают массированную кампанию по выявлению работодателей, которые платят часть зарплаты своим работникам в конвертах.

Как не попасть под подозрение? Достаточно посмотреть на ситуацию в организации с точки зрения налоговиков.

Признаки «серой зарплаты»

Так как многие работодатели действительно пытаются скрыть от ФНС реальные суммы зарплаты работников, налоговики обращают внимание буквально на каждую мелочь. У них есть ресурсы для контроля не только за работодателем, но и за его работниками. Поэтому налоговики считают, что в организации практикуется зарплата в конвертах, если:

  1. Работодатель платит заработную плату работникам ниже среднеотраслевой. Да, специалисты ФНС сравнивают зарплату не с МРОТ, а со среднеотраслевыми показателями по региону. И если в организации продавец, к примеру, получает 15 тысяч рублей, тогда как средняя зарплата продавцов в других компаниях 18 тысяч рублей, можно ожидать вопросов от налоговиков.
  2. Работники не увольняются из организации, которая платит зарплату ниже среднеотраслевой. Очевидно, что тот факт, что продавец с зарплатой 15 тысяч рублей продолжает работать в организации несколько лет, тогда как в магазине рядом ему могут платить 20 тысяч рублей, вызывает подозрение. Такая бескорыстная преданность работодателю приведет к вызову руководства для дачи объяснений.
  3. Работникам на разных должностях и с разной квалификацией платят примерно одинаковую зарплату. Например, если бухгалтер, продавец и юрист получают по 15 тысяч рублей.
  4. Зарплата не растет и даже имеет тенденцию к снижению. Такую политику работодатель сможет обосновать только очевидно плохими экономическими показателями. Но если организация прибыльная, зарплата должна расти.
  5. При поиске новых сотрудников в организацию в вакансиях указана более высокая зарплата, чем получают работники на аналогичных должностях. Или размер зарплаты не указан совсем. Слово «договорная» в объявлении о поиске работника наведет налоговиков на подозрения.
  6. Работники организации регулярно пополняют свои банковские карты примерно на одни и те же суммы, в один и тот же период месяца. Например, с 7-го по 10-е число.
  7. Работники организации при невысоких доходах позволяют себе покупать автомобили, бытовую технику или туристические туры. Да, стабильное финансовое состояние сотрудников свидетельствует о том, что они получают больше, чем заявлено официально.
  8. Некоторые сотрудники оформили в банке кредиты на крупные суммы. Например, на покупку автомобиля или ипотеку.
  9. Зарплата сотрудников, которые устроились на работу недавно, на прежнем месте работы была существенно выше, чем сейчас.
  10. Доходы в декларации 3-НДФЛ, которую работник сдал, чтобы получить имущественный вычет, больше, чем в справке 2-НДФЛ, которую за него сдала организация-работодатель.

Ну о том, что зарплата во всех организациях без исключения должна быть выше МРОТ, можно даже не говорить. Ведь за это работодателю положен отдельный штраф.

Последствия для работодателей

Если хотя бы один из пунктов, перечисленных выше, относится к вашей организации, вам нужно быть готовым к тому, что налоговики захотят получить пояснения. Чаще всего для этого работодателей вызывают на специальные налоговые комиссии по зарплате. Такие комиссии изучают ситуацию в компании и дают свои рекомендации.

Если работодатель их не выполнит, в организации могут назначить полноценную проверку.

И уже по ее итогам, если подозрения налоговиков о «серых» зарплатах подтвердятся, будут и штрафы, и доначисление налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также другие санкции, в том числе и предусмотренные Уголовным кодексом РФ за намеренное сокрытие доходов и уменьшение налоговой базы.

Источник: https://ppt.ru/news/143102

Круг закона
Добавить комментарий