Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Учредители и устав общественной организации

Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Учредители и устав общественной организации

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ). Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Добрый день. Может ли физ лицо войти в общественную нко в состав учредителей? Или же просто как член ?

Евгения14.08.2019 06:05

Евгения14.08.2019 09:26

Может, вы, сможете тогда объяснить, почему в юстиции говорят что в общественную организацию нельзя входить в состав учредителей, а выход из возможен? В каком законе это прописано?

Нельзя входить, потому  что учредитель это тот, кто учреждает организацию, после того, как она уже была учреждена , стать учредителем физически невозможно)

А про выход:

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/uchrediteli-i-ustav-obshhestvennoj-organizacii.html

Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Кто может быть учредителем НКО?

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

Смена учредителей НКО

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Кто может быть учредителем НКО?

Ст.

 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические.

Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью.

При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:

  • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
  • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
  • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
  • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

  • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
  • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
  • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы.

Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст.

 10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.

Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст.

 2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.

Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

Права учредителя некоммерческой организации:

  1. Создание органов управления НКО.
  2. Формирование учредительных документов.
  3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
  4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
  5. Контроль за деятельностью организации.
  6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
  7. Приостановка работы НКО.

Обязанности:

  1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
  2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
  3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
  4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
  5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

Смена учредителей НКО

31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.

Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление.

Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава.

Уведомление составляется в простой письменной форме.

Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Ст.

 56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения.

Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления.

Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

***

Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации.

Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е.

привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.

Источник:

Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения

18.04.2013 Слияния&Поглощения №4 (122) 2013

Сергей Китаев
старший юрист, заместитель руководителя отдела корпоративной практики

Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения.

На сегодняшний день регистрация коммерческих организаций обычная процедура, поставленная на поток. Однако с регистрацией некоммерческих организаций (далее – «НКО») все обстоит сложнее.

Многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций и большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих их деятельность, делает регистрацию некоммерческой организации процессом длительным, трудоемким и требующим индивидуального подхода к каждому отдельному случаю.

Людей, которые идут работать в НКО, как правило, привлекают различные возможности, такие как возможность быть полезным обществу, решение социально важных проблем, реализация собственных профессиональных интересов и пр.

Роль НКО в обществе невозможно переоценить. Некоммерческие организации содействуют реализации прав человека через оказание каких-либо услуг, содействуют в установлении позитивных общественных связей между различными группами населения, а также оказывают услуги в различных областях, таких как здравоохранение, образование, культура и т.д.

При выборе НКО необходимо начать с изучения правового поля, поскольку вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом.

Самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом в РФ. Статьи 13, 14, 30 Конституции РФ регулируют правовые аспекты деятельности НКО.

Ниже приведены выдержки из вышеуказанных статей Конституции РФ:

Статья 13:

п.4 Общественные объединения равны перед законом.
п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14:

п. 2 Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статья 30:

п.1 Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Следующим по значению необходимо считать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Статья 50 ГК РФ дает понятие некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В статьях 116-123 Гражданского кодекса РФ даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.

Более тесно работа в НКО связана с Федеральным Законам «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях», Налоговым кодексом Российской Федерации, а также специальными законами, такими как Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединениях» и другие.

Перечень законодательства, которое касается в той или иной мере деятельности НКО велик и здесь перечислено только основное, с которым будет работать НКО ежедневно.

Определив основную правовую базу, перейдем к практическим рекомендациям.

При создании НКО формируется инициативная группа. Это группа граждан, которыми инициировано создание НКО.

После принятия решения и формирования инициативной группы, перед учредителями НКО встает важный вопрос – выбор организационно-правовой формы. Это является первой «трудностью», поскольку многие затрудняются в выборе подходящей формы из-за их обилия или выбирают первую понравившуюся форму, так как мало знают о ее преимуществах или недостатках.

К выбору ОПФ стоит подойти очень внимательно. Для правильного выбора ОПФ НКО изначально необходимо определить, каковы будут цели ее создания – внутренние или внешние:

Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.

Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.

Приведем пример: Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества.

В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами.

Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.

Источник: http://allzakon.ru/razbor/uchrediteli-nekommercheskoj-organizatsii-sostav-prava-obyazannosti.html

Выход учредителей из некоммерческой организации

Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Федеральный закон от 31.01.

2019 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе прочего дополнил статью 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» пунктом 3, в соответствии с которым учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изменение состава учредителей (участников) некоммерческих организаций

Здравствуйте! Особая правовая природа статуса учредителя (участника) некоммерческой организации (далее – НКО) не позволяет каким бы то ни было способом данный статус и осуществление связанных с ним прав передавать (продать, подарить, завещать и т.п.) другому лицу.

Новый порядок выхода учредителя из некоммерческой организации

Федеральный закон от 31.01.

2019 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе прочего дополнил статью 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» пунктом 3, в соответствии с которым учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Последний в свою очередь был дополнен пунктом 2.2. следующего содержания: «Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц».

Порядок выхода из состава учредителей в некоммерческих организациях

В корпоративных некоммерческих организациях с момента государственной регистрации их как юридических лиц, понятие учредитель заменяется понятием член организации, так как указанные организации основаны на членстве.

Однако понятие учредитель остается в едином государственном реестре юридических лиц.

К корпоративным некоммерческим организациям, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, относятся: общественные объединения, ассоциации (союзы), адвокатские образования, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Перечень лекарств предоставляемых бесплатно

Конференция ЮрКлуба

Необходимы прыжки для того, чтобы не просматривалось взаимозависимости между двумя юридическими лицами, так как сотрудники одного юридического лица являются учредителями вот этой АНО.

Зависимость в данном случае будет при проведении конкурса на закупку услуг для гос нужд, который планирует объявить первое юр лицо, а АНО будет участвовать с претензией скажем так на геройство (на победу).

А по ФЗ-91 не может участвовать в конкурсе на зкупку для гос нужд то юр лицо, где сотрудники заказчика работают и т.п. а тут они вообще учредителями являются. веселенькая картинка складывается.

Права и обязанности учредителей некоммерческой организации

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

Разъяснения Минюста по вопросам регистрации некоммерческих организаций при создании, а также по вопросу изменения состава учредителей НКО

При регистрации создания НКО используется форма заявления Р11001, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств” (Далее Приказ).

Порядок внесения изменений в состав учредителей некоммерческих организаций

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

Смена учредителей в НКО, возможно ли вывести учредителя из АНО

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях» учредительные документы некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с положениями вышеуказанных законов при первом внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.

Выход из учредителей некоммерческой организации

В данной ситуации согласно Постановлению ВАС РФ, в нормативных правовых актах действующего законодательства отсутствуют нормы, согласно которым существует возможность выхода одного из учредителей автономной некоммерческой организации из состава учредителей, следовательно, в таком случае выход из автономной НКО невозможен. Однако вправе ликвидироваться, а впоследствии возможна новой НКО с другим составом учредителей.

Выход из состава учредителей некоммерческой организации

В январе 2019 года в Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ могут быть зарегистрированы изменения в сведениях об (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных организаций, а именно о выходе таких учредителей (участников) из состава и (или) участников указанных юридических лиц.

Рекомендуем прочесть:  Налог на землю для пенсионеров в москве

Особенности выхода учредителя из некоммерческой организации

Регистрация внесения изменений в ЕГРЮЛ имеет стандартный срок для каждого вида НКО. С подачей заявления об изменениях в уставе относительно состава участников необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Протокол не составляется – документ направляется напрямую в государственные органы (в отличие от порядка действий в ООО и других предприятиях).

Некоммерческое партнерство (далее — НП) было учреждено в 2006 году

Обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.

2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, которые не связаны с внесением изменений в учредительные документы, вносятся в этот реестр регистрирующим органом на основании представленного заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@)*(1). Однако в соответствии с п. 3.14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных этим же Приказом, листы Б, В, Г, Д, Е заявления формы N Р14001 заполняются только в отношении участников создаваемых обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов. То есть в связи с выходом физического лица из некоммерческого партнерства сведения о нем как об учредителе (члене) партнерства не будут исключены из ЕГРЮЛ (пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации). Однако само по себе это обстоятельство не будет свидетельствовать о том, что гражданин продолжает оставаться членом партнерства, поскольку закон не связывает утрату статуса члена некоммерческого партнерства с необходимостью внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Выход учредителя из нко 2019

Каждая некоммерческая организация имеет своих «отцов-основателей», которые по различным причинам могут захотеть покинуть свое «детище». Ситуации бывают разные: некоторые уходят из НКО ввиду расхождения интересов с другими членами и учредителями, некоторые – по состоянию здоровья, а кто-то просто решает заняться другим видом деятельности.

Но в любом случае, просто взять и уйти не получится. Раньше выход учредителей из НКО был сопряжен со многими юридическими трудностями, но в 2019 году данная процедура значительно упростилась.

Если раньше выйти из состава учредителей НКО было не так просто (на практике, практически невозможно), то в 2019 году изменения, внесенные в законодательство, значительно упростили эту процедуру.

Учредители НКО — их права и обязанности

Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Ст. 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические.

Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью.

При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:

    • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
    • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
    • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
    • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

    • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
    • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
    • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Круг закона
Добавить комментарий