Проверка организации полицией. порядок, результат

Когда полиция участвует в налоговой проверке?

Проверка организации полицией. порядок, результат

29.06.2018

Налоговая проверка – одно из самых неприятных мероприятий для любого бизнесмена, будь то ИП или юридическое лицо. Последнее время ФНС излишне тщательно контролирует деятельность компаний всех уровней, регулярно добавляя к уже уплаченным налогам недоимки или же вовсе выявляя признаки умышленного уклонения от уплаты внушительных сумм налогов.

Запросы документов, выездные проверки, штрафы, пени, риск уголовной ответственности – все это тратит массу нервов, времени и денег налогоплательщика.

Ситуация усугубляется еще больше, когда к проверке подключается полиция – отдел борьбы с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (ОЭБиПК).  Чаще всего эта служба вступает в дело, когда у налоговиков есть основания подозревать налогоплательщика в махинациях, мошенничестве или же уклонении от уплаты налогов в крупном размере.

ВАЖНО: В 2018 году поводом для возбуждения уголовного дела может послужить доначисление налогов и сборов общей суммой в 5 миллионов рублей для компаний и 900 тысяч рублей для ИП. При этом в эту сумму не входит «утаенные» НДФЛ с сотрудников компании.

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании.

И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода.

Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку. Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции.

Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки. Вы имеете на это полное право!

Зачем нужно участие полиции?

После упразднения Налоговой полиции, оставшиеся «гражданские» налоговики значительно потеряли в объёме полномочий по различным оперативным мероприятиям. Полицейские имеют гораздо более обширный комплекс инструментов для выявления правонарушений, включая:

  • Допрос сотрудников компании;
  • Выемку документации, отчетности;
  • Проведение обыска;
  • Осуществление розыскных мероприятий;
  • Получение доступа на территорию компанию по решению суда и т.д.

Все это делает сотрудников полиции весьма эффективными помощниками налоговикам.

Юристы настоятельно советуют проверять все акты, объяснения и иные документы, составляемые ФНС и предоставляемые вам на подпись. Там в обязательном порядке должно быть отражено участие полиции.

Но если отразить участие полицейских в документах забыли  – не спешите напоминать об этом налоговикам, а лишь попросите копию документа для сведения. Результаты проверки можно будет попробовать оспорить по формальным основаниям в этом случае.

Когда ОЭБиПК вступают в процесс проверки?

Возможны два варианта:

  1. ФНС изначально привлекает сотрудников  полиции для участия в проверке и прибывает «на объект» уже с решением, где перечислены помогающие им полицейские.
  2. Полицейские привлекаются в ходе проверки по дополнительно оформленному решению руководителя ИФНС об изменении перечня участвующих в проверке сотрудников. Такое решение принимается ввиду каких-то обстоятельств, обнаруженных при проверке и могущих заинтересовать полицию (например, сумма выявленной неуплаты налога подошла «впритык» к уголовному делу).

Если в ходе проведения ВНП налоговики решили пригласить полицейских – вам вручат лишь решение об изменении состава участников проверки. Уведомлять заранее, предупреждать и уж тем более спрашивать вашего дозволения никто не обязан. Это же прописано и в письме ФНС от 21.03.2018 № ЕД-19-2/69@.

Могут ли полицейские проверять уплату налогов сами?

Могут. Помимо двух вариантов участия в проверке вместе с ФНС есть и третий вариант – когда налоговую проверку проводят только сотрудники полиции. Это возможно, если им стало известно о фактах махинаций с налогами в вашей компании.

А сообщить эту информацию может кто угодно – бывший раздосадованный коллега или уволенный директор, вышедший на пенсию главбух или предприимчивый конкурент. Могут сообщить просто так, вслепую, в надежде, что у вас есть проблемы.

Но органы будут проводить проверку и если даже что-то найдут – вы об этом не узнаете.

Механизм проверки полицейскими без участия налоговой следующий:

  • ОЭБиПК поручается проведение проверки поступившей информации об уклонении от уплаты налогов;
  • Заводится материал доследственной проверки;
  • Правоохранители запрашивает информацию из ФНС и других организаций, банков;
  • Проводится анализ поступившей информации;
  • На основании результатов анализа решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

О том, что с вашим бизнесом работает полиция, вы узнаете уже после возбуждения уголовного дела или первых допросов сотрудников. В особо серьезных случаях к вам сразу приедут «маски-шоу» для выемки документов и обыска, а вас по факту ознакомят с постановлением о возбуждении уголовного дела, вручат его, а заодно покажут постановление о проведении выемки.

Закрывать офис, жечь бумаги, стирать данные и выкидывать тетрадь с черной бухгалтерией будет поздно – полицейские уже все посчитали и приехали за «доказухой». Если они нашли неуплаченные налоги по бумагам, представленным в налоговую, «чистка» ваших архивов уже не поможет. Лучше скорее обращайтесь к юристам по защите бизнеса, от них проку будет в разы больше.

Примечание: ФНС, проводя камеральную проверку уплаты налогов, может выявить недоплаченные суммы и выставить доначисление. Если размер неуплаты превысит порог, необходимый для возбуждения уголовного дела, материалы будут переданы в полицию по инициативе ФНС. Вас об этом, кстати, снова не уведомят – сюрприз будет после возбуждения дела!

Как уберечься от проверки со стороны полиции?

Только уплачивая налоги в срок и в необходимом объеме. Любые схемы уклонения от уплаты налогов, даже самые совершенные, рано или поздно попадают в поле зрения правоохранительных органов. И если с вами случилась такая неприятность – немедленно заплатите налоги, даже если уголовное дело уже возбуждено.

Активное сотрудничество со следствием поможет получить минимальное наказание за нарушение или даже добиться прекращения дела ввиду деятельного раскаяния. Если же доначисления сделаны незаконно – обращайтесь за помощью к нашим юристам и будьте готовы отстаивать свои права и интересы.

Источник: https://jurist-info.ru/articles/kogda-policiya-uchastvuet-v-nalogovoj-proverke

Юридическая помощь при полицейских проверках

Проверка организации полицией. порядок, результат

В обыденном понимании полицейские проверки – это разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении фирм или ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер.

Условно можно выделить следующие виды проверок либо проверочных мероприятий, которые могут проводить сотрудники полиции.

– проверка органов полиции, чаще всего УЭБиПК (бывшие УБЭПы и ОБЭПы), в связи с поступившим заявлением о возбуждении уголовного дела, например от бывшего сотрудника компании в связи с невыплатой зарплаты;

– запрос бухгалтерской и иной документации в соответствии с ФЗ “О полиции” в рамках проверки деятельности организации;

– проведение проверки по поручению налоговых органов в рамках выездной налоговой проверки;

– вызов сотрудников на опрос; 

– визит полицейских в офис компании с целью обследования самого помещения, поиска и изъятия каких-либо документов, в рамках ФЗ “О полиции” вне рамок возбужденного дела;

– обыск, выемка документов, компьютеров, серверов, в рамках возбужденного уголовного дела, допрос сотрудников в качестве свидетелей либо обвиняемых;

Полицейская проверка (доследственная) без возбужденного уголовного дела

Вне рамок возбужденного дела правоохранительные органы, чаще всего органы УЭБиПК (Управление экономической безопасности и противодействию коррупции), в соответствии с ФЗ «О полиции», УПК РФ, Налоговым кодексом имеют право:

– запрашивать информацию, сведения, документы;

– вызывать сотрудников на опрос для выяснения необходимых обстоятельств;

– проводить обследование помещения (офиса), изымать документы, компьютеры;

Срок проверки обычно не превышает 30 суток.

Следует ли предоставлять документы на основании запроса?

Закономерен вопрос: следует ли отвечать на запросы полиции, направлять запрашиваемые документы?

Сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка (номер входящего заявления о преступлении и т.д.).

В том случае, если в запросе не указаны необходимые данные об основаниях проверки, у организации появляется формальный повод не исполнять запрос.

Однако не стоит забывать, что за непредставление информации по запросу (содержащему законные требования), в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей для юридических лиц и от 300 до 500 рублей для физических лиц.

Прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. На этом этапе уже необходимо проконсультироваться с юристами и адвокатами, чтобы выяснить, в связи с чем проводится проверка.

Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит очень тщательно подойти к подготовке ответа на запрос, возможно не предоставляя под благовидным предлогом сведения.

Полностью игнорировать запрос все же нельзя, рекомендуется выстроить разумные отношения с сотрудником, проводящим проверку.

Вызов сотрудников на опрос

В рамках доследственной проверки сотрудник полиции имеет право вызвать на опрос любых сотрудников компании. Чаще всего вызывают генерального директора, главного бухгалтера, т.к. рядовые сотрудники вряд ли могут дать поянения о финансово-экономической деятельности компании.

Следует сказать, что явка на опрос не является обязательной, т.к. обязательная явка возможна только в рамках возбужденного дела, однако игнорировать полностью опрос не следует, т.к.

отсутствие в материалах проверки пояснений руководителя юридического лица, скорее всего, приведет к тому, что проверка будет неоднократно продлеваться, а сотрудники полиции – продолжать беспокоить организацию.

Рекомендовано проанализировать основания проверки, выработать линию поведения и подготовить правильные пояснения для того, чтобы продолжать проверку не было смысла.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено.

Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений.

Этим опрос отличается от такого следственного действия – как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

Обследование помещения, изъятие документов, компьютеров

Сейчас такой вид проверочных мероприятий встречается все реже, однако полиция имеет право в рамках ФЗ «О полиции» проводить обследование офиса без судебного разрешения на основании постановления о проведении обследования, изымать необходимые документы и предметы.

При появлении сотрудников полиции в офисе следует:

– проверить удостоверения сотрудников полиции и переписать все данные, указанные в удостоверении;

– внимательно изучить постановление о проведении обследования. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования.

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя. Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения данного ОРМ в постановлении.

Если указан только номер здания – сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица. Необходимо сверить фамилии лиц в постановлении с теми, кто фактически пришел к вам на территорию и предъявил вам удостоверения сотрудников полиции.

Также проверьте, соответствует ли адрес и наименование компании реквизитам вашей организации. Следует отметить, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т. д. Копия постановления должна быть вручена руководству компании.

Важно отметить, что при производстве обследования любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью, хотя зачастую из-за внезапности это бывает тяжело сделать.

Все действия, которые полицейские совершают при обследовании помещений, обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых, то есть посторонних лиц, не заинтересованных в ходе расследования.

По результатам обследования полицейские должны составить акт, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дату, место и время проведения, перечислить всех участвующих лиц — самих полицейских, представителей организации, понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и описаны его результаты, то есть должны быть указаны обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Обнаруженные документы и предметы полицейские имеют право изъять. При этом они обязаны составить еще одни документ — протокол, содержащий опись изымаемых предметов и документов. Одновременно с проведением обследования сотрудники полиции имеют право опросить сотрудников организации.

Когда возбуждено уголовное дело

Зачастую под полицейской проверкой также ошибочно понимаются мероприятия, проводимые в рамках уголовного дела. Это не так.

Когда возбуждено уголовное дело и организация попала в сферу интересов следственного органа ситуация гораздо более серьезная.

Чаще всего это уголовные дела о незаконной банковской деятельности, мошенничестве, уклонение от уплаты налогов и т.д., т.е. так называемые «экономические преступления».

Если к этому имеются основания, в рамках уголовного дела, следователь имеет право:

– провести в офисе обыск/выемку документов, при этом в нежилом помещении без судебного разрешения, в жилом помещении – с последующим получением судебного разрешения; изымать любые документы и предметы, имеющие отношение к уголовному делу – в рамках обыска, конкретные предметы – в рамках выемки;

– допрашивать сотрудников об обстоятельствах уголовного дела;

В случае если в организации проводится обыск или выемка, алгоритм действий руководства похож на порядок действий при обследовании.

Необходимо тщательно фиксировать все происходящее, получать копии документов: удостоверения и данные всех лиц участвующих в этом мероприятии, постановление о производстве обыска/выемки, протокол обыска/выемки, в котором отображаются хронологически все действия сотрудников во время обыска/выемки, указаны данные и подписи всех лиц, указано, что и как изъято и опечатано.

Почти всегда обыск или выемка внезапна, и сотрудники полиции не будут ждать прибытия адвоката, хотя и не имеют права не пускать его, когда он прибудет.

Необходимо помнить, что во время обыска следственная группа может изъять вообще любые документы или имущество в офисе и лишь спустя значительное время вернуть его за ненадобностью, равно как и проникать в любые помещения, вскрывать сейфы в случае если их добровольно не открывают.

Поэтому, представляется, что разумное взаимодействие с следственными органами, «не агрессивное» поведение позволит минимизировать ущерб от такого мероприятия, возможно позволит избежать изъятия важных документов, всех компьютеров и т.д.

В каждом отдельном случае, после анализа ситуации, желательно вместе с практикующим адвокатом, руководство должно решить, в какой степени сотрудничать с следственными органами.

Изъятое во время обыска, если это не признано вещественными доказательствами, подлежит возврату организации по ее заявлению. В случае если это не происходит, данные действия можно обжаловать.

Одновременно с обыском или после него, следователь имеет право вызывать на допрос в качестве свидетелей по делу сотрудников компании. Это уже следственное действие, поэтому отказаться от допроса нельзя, равно как нельзя не давать показания, т.к.

за это предусмотрена уголовная ответственность.

Не надо говорить о том, что только тщательный анализ обстоятельств уголовного дела, оснований его возбуждения, выявление направления интереса следственных органов касаемо конкретных фактов вместе с практикующим адвокатом, позволит избежать крайне неблагоприятных последствий.

Источник: https://msk-legal.ru/politseyskie_proverki/

Служебная проверка в отношении сотрудника полиции

Проверка организации полицией. порядок, результат

Дисциплинированные сотрудники – это залог успеха любой организации. По этой причине необходимо проводить специальные проверки, чтобы своевременно устранять любые нарушения, проступки или крупные правонарушения. Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой служебные проверки, кем они проводятся и какие виды существуют.

Что такое служебная проверка?

Служебная проверка – это деятельность, направленная на своевременный, полный и объективный сбор и анализ материалов по факту выявления нарушений или неисполнения обязанностей служащими.

Порядок проведения служебных проверок регламентирован Приказом Министерства №161 от 2013 года.

Кто проводит?

Проверки проводятся согласно решению руководства федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Следовательно, проверки могут проводиться как непосредственным руководством, так и вышестоящим.
Проверочные мероприятия могут проводиться по решению Министра внутренних дел и его заместителя, а также по инициативе начальника соответствующего отделения, его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Кого проверяют?

цель проведения проверок – необходимость опровергнуть или доказать факт нарушения или проступка подозреваемого сотрудника, а далее по результатам принять решение о наказании (если вина доказана).

Если вина доказана не будет, то никаких мер наказаний не последует.

Сроки проведения в МВД

Решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения данных начальством. Этот момент разъяснен в Приказе №161.

В период, который отводится на проверочные мероприятия, не включается время нетрудоспособности работника, а также отпуск и командировки. Перечисленные обстоятельства необходимо подтвердить в документальной форме (справка из кадровой службы соответствующего подразделения).

Служебная проверка по срокам не может превышать одного месяца с даты принятия решения о ее проведении.

Внутренняя – случаи нарушения

Основной задачей проведения внутренней проверки является выяснение всех обстоятельств и сопутствующих факторов, которые могли спровоцировать нарушение внутреннего порядка. Проверка необходима и для того, чтобы выработать комплекс профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

Все проверки осуществляются на основании приказа Министерства № 161 от 2013 года. Иногда внутренние проверки проходят не по стандартам регламента, и связано это со следующими обстоятельствами:

  • Проверка проводится лицом, у которого отсутствуют полномочия на это действие.
  • Проверка назначена иными лицами.

Внимание: решение о проведении внутренних проверок всегда принимает руководство подразделения.

  • Нарушение сроков расследования. Внутреннее расследование должно начаться не позже, чем через 2 недели после получения данных о проступке должностного лица.
  • Отсутствие или недостаточное количество доказательств в отношении обвиняемого работника. Важным шагом внутренней проверки является формирование пакета документов. Грубым нарушением является проведение внутреннего расследования без необходимого количества бумаг. На основании документов формируется заключение.

В материалах должны присутствовать сведения из отдела кадрового администрирования того отделения, где проходит службу сотрудник.

К нарушениям относится факт отсутствия справки о том, состоит ли сотрудник в профсоюзе ГУ МВД или нет.
Расследование дисциплинарного поступка будет бесполезным, если руководство не имеет структурированных выводов о причинах его совершения.

Служебная: правила выполнения

Решение о внутреннем расследовании должно быть принято не позже двух недель с момента поступления данных о нарушении нормативных актов организации. Поступивший сигнал является основанием для проведения внутреннего расследования.

Проверка проводится в течение одного месяца. В этот период не входит время, когда сотрудник был болен или находился в оплачиваемом отпуске.

Работники МВД часто выполняют обязанности, которые связаны с разъездной работой, или пребыванием в других регионах. Как было сказано выше, командировки также не входят в срок служебной проверки в МВД.

Служба не освобождает граждан от семьи и личной жизни.

Важно: если работник отсутствовал во время проведения проверки по уважительным причинам и обстоятельствам, и руководство признало этот факт уважительным, то этот период не включается в срок проверки.

Проверка выполняется теми сотрудниками, которые были назначены руководителем подразделения. В некоторых случаях в качестве исключения могут быть выбраны три человека (комиссия).

Однако в большинстве случаев проверки в органах проводятся именно одним уполномоченным лицом.

Если последний день проверки выпадает на нерабочий (праздничный) день, то завершающим днем является предшествующая выходному дата.

Лица, уполномоченные осуществлять внутреннюю проверку, вправе потребовать объяснительные записки со всех членов коллектива, если вторые владеют какой-либо информацией, имеющей отношение к нарушению регламента организации.

Проверяющий может выезжать на место инцидента для сбора информации. Уполномоченное лицо вправе:

  • Выдвигать предложения об отстранении от службы работника, в отношении которого проводилось расследование.
  • Требовать нужную документацию и осуществлять запросы в необходимые органы и инстанции.
  • Использовать в процессе сбора данных базу данных МВД.
  • Проводить ревизии внутри структурного подразделения, где было выявлено нарушение.
  • Подготавливать копии необходимых бумаг для максимальной точности и объективной картины происшедшего.
  • Использовать любые технические средства для копирования, сбора, документирования и систематизации необходимой документации.
  • Направлять сотрудника, в отношении которого проводилась проверка на психофизиологическое обследование.
  • Обеспечивать конфиденциальность полученных данных во время всей проведенной работы. К расследованию могут быть привлечены специалисты и работники других служб и ведомств.
  • Сотрудник, ответственный за проверку, вправе ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, имеющих физико-технические, научные знания для осуществления полномасштабных консультаций.

Какая ведется работа с персоналом?

Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.

Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.

Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.

Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.

Вынесение заключения

По завершению проверочных мероприятий изготавливается заключение проверки. Документ состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть состоит из следующих реквизитов:

  • Указание звания, должности, ФИО сотрудника, который уполномочен проводить проверку, либо члены комиссии.
  • Персональные данные проверяемого лица (ФИО, дата и место рождения, уровень образования, рабочий стаж, количество наград и взысканий, наличие или отсутствие неснятых дисциплинарных санкций).

В описательной части указывается следующая информация:

  • Основания для проведения проверки.
  • Объяснения сотрудника, который совершил нарушение.
  • Факт нарушения.
  • Обстоятельства и последствия проступка.
  • Наличие или отсутствие обстоятельств, обозначенных в статье 29 ФЗ № 3.
  • Факты, выявленные в процессе проверки.
  • Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
  • Прочих факты, которые имеют отношение к делу.

В резолютивную часть заключения заносятся предложения о наказании сотрудника (назначение служащему дисциплинарных или других мер ответственности), выводы об условиях и причинах совершения им проступка, а также рекомендации по оказанию работнику психологической и социальной помощи.

Работник, в отношении которого было проведено внутреннее расследование, должен быть ознакомлен с заключением под личную подпись. Также ему будет вручен один экземпляр документа, а второй ответственные лица приобщат к личному делу.

Порядок проведения в МВД служебной проверки

Основанием для поведения служебных проверок в МВД является необходимость установления обстоятельств и причин совершенного дисциплинарного нарушения сотрудником.

Процедуру может инициировать работник по письменному заявлению.

Распорядительный документ на проведение проверки визируется ответственными лицами. Также может быть оформлен отдельный акт, на котором проставляется дата и регистрационный номер документа.

Распорядительный документ о назначении проверок содержит следующие данные:

  • Основания для назначения и осуществления процедуры.
  • Дата проведения.
  • Состав членов комиссионного совета.

В составе комиссиидолжно быть не менее трех работников. Сотрудники должны быть грамотными и владеть опытом. Назначение на проверку служащего выдается с учетом присвоенного звания и занимаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Подводя итоги, отметим, что проведение служебных проверок является необходимым мероприятием для устранения нарушений и выявления виновных лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5d00005bb4d2c400ae2612ee

Проверка организации полицией. порядок, результат

Проверка организации полицией. порядок, результат

Мы рассматриваем две наиболее частые ситуации, связанные с проверкой офиса:

Основания проведения проверки офисного помещения

Если перед Вами сотрудник полиции, ОСНОВАНИЯ для проведения им одного из оперативно-розыскных мероприятий — Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств или Получение компьютерной информации – перечислены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными органу сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии или о лицах, осуществляющих соответствующую противоправную деятельность;
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и международных правоохранительных органов, правоохранительных органов иностранных государств.

В случае с проверкой налоговой инспекции ОСНОВАНИЕМ для проведения проверки является РЕШЕНИЕ о назначении выездной налоговой проверки.

Требуем удостоверения

Сотрудники контролирующих органов при посещении офисного помещения обязаны предъявить служебное удостоверение, представиться (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание/классный чин), проинформировать о цели и причине обращения/посещения офисного помещения. Эти данные о личностях и составе проверяющих лиц необходимо сразу же запомнить/записать. Старайтесь помещать проверяющих под обзор работающих видеокамер или снимайте происходящее.

В случае если при вхождении в офисное помещение сотрудники не представились и не предъявили служебное удостоверение – любой гражданин, к которому они обратились, вправе потребовать предъявления служебного удостоверения и представления сотрудником, правовое основание – п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», ст. 89 НК РФ.

Требуем документ-основание

Проведение оперативно-розыскного мероприятия — Обследование помещений, зданий, сооружений – возможно при предъявлении сотрудниками полиции судебного постановления, мотивированного постановления или распоряжения руководителя следственного органа о проведении соответствующего оперативного мероприятия. Более того, копия одного из перечисленных документов подлежит вручению под роспись представителю юридического лица, в отношении которого проводится проверочное мероприятие.

Заявляем представителя

Представитель проверяемой организации.

По общему правилу, проведение оперативного/проверочного мероприятия по обследованию помещений/изъятию документов должно проводиться в присутствии представителя организации, который от ее лица удостоверяет факт проведения и результаты осмотра помещений, изъятия документов и других проверочных мероприятий своей подписью в составляемых протоколах (п. 10 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

Источник:

Полицейская проверка — Все о кадрах

Проведение полицейских проверок в отношении компаний происходит все чаще.

В этой статье будут рассмотрены основные оперативно-разыскные мероприятия, которые полицейские используют в своей практике, а также даны советы руководству фирмы и простым работникам: как безболезненно пройти данную процедуру, как правильно выбрать тактику поведения и какими правами воспользоваться в ходе проверки.

Все больше компаний сталкивается с тем, что к ним с проверкой приходит полиция. В данной ситуации у руководителей, а также сотрудников проверяемых организаций нередко возникают вопросы о том, почему пришли именно к ним и что же ищут полицейские. Ответы на данные вопросы довольно просты.

Такие проверки назначаются при наличии у полиции подозрений или данных о совершаемых правонарушениях либо преступлениях в различных сферах деятельности (предпринимательской, финансовой, хозяйственной).

А целью полицейской проверки является подтверждение факта совершения противоправных действий, которые могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

При этом полиция, проводя в организации проверку, может искать сведения, указывающие на совершение противоправных действий не конкретно данной фирмой, а, например, ее контрагентами.

Этапы проверки

Итак, что же собой представляет полицейская проверка? Ее можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, которые направлены на сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном правонарушении. Сам же процесс проведения проверки можно разбить на два этапа:

— сбор информации, которая позволит усмотреть в действиях компании или ее сотрудников признаки преступления и возбудить уголовное дело. На данном этапе сотрудники полиции для сбора всех необходимых данных вправе производить оперативно-разыскные мероприятия;

— сбор доказательств после возбуждения уголовного дела. В данном случае полицейские помимо оперативно-разыскных мероприятий могут производить и следственные действия.

Стоит отметить, что деление проверки на этапы довольно условно, поскольку полиция может произвести только сбор информации и, получив ее, оставить компанию в покое либо сразу прийти для сбора доказательств, когда дело уже возбуждено (не прибегая к первому этапу). Данное деление в большей степени необходимо для того, чтобы понимать, на каком этапе находится расследование, а также какие права есть у полицейских и проверяемой компании и какие мероприятия полиция вправе производить.

Рассмотрим самые распространенные оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, которые имеют место при проведении полицейской проверки.

Оперативно-разыскные мероприятия

Если компания попала в поле зрения полиции, то маловероятно, что ее не проверят. Для проверки организации полиция вправе применять различные оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ). При этом существуют как негласные (об их проведении мало кто знает, кроме госорганов), так и гласные ОРМ. К негласным ОРМ относятся:

— наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т. д. с целью выявления незаконной деятельности;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);

— оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т. д.

Такие ОРМ проводятся редко и в основном в отношении компаний, которые причастны к совершению довольно крупных преступлений.

В отношении же всех остальных проверяемых организаций используются менее затратные ОРМ. Во-первых, полиция проводит опрос (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Для проведения данного ОРМ сотрудникам полиции не нужны какие-либо документы, кроме служебного удостоверения и устного объяснения причин посещения организации.

Что может проверить полиция

Условно все проверки, которые могут проводить сотрудники органов полиции, можно разделить на три большие группы. В первую группу входят мероприятия по сбору информации о фирме.

Эти мероприятия могут быть как негласными (прослушивание телефонных переговоров, просмотр почты и т.п.), так и гласными — полицейские вправе направлять запросы о предоставлении документов.

Такие запросы могут поступать как в саму проверяемую организацию, так и ее контрагентам, в банки, где у нее находятся счета и так далее.

Цель данных мероприятий — выяснить, имеются ли в деятельности компании признаки противоправных действий.

Для этого полицейские будут стараться установить, кто является учредителями компании, ее генеральным директором, кто фактически ей управляет, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах.

На данном этапе взаимодействие полицейских и проверяемых минимально и сводится, как правило, к обмену документами. Сотрудники ОВД направляют в организации письменные официальные запросы, а организации также письменно и официально на эти запросы отвечают, прилагая, если требуется копии (заверенные) тех или иных документов.

Вторая группа мероприятий является логическим продолжением первой группы в том случае, когда анализ документов и деятельности бизнес-субъекта дал основания полагать, что проверяемый может совершать правонарушения.

В таком случае сотрудники полиции обязаны приступить к сбору доказательств, на основании которых в дальнейшем следователь или прокурор будет принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Собственно, на этом этапе в ход идут все предусмотренные законодательством способы — обследование, изъятие и т. п. А значит, не избежать и визита оперативных сотрудников в офис компании.

Наконец, третья группа мероприятий, в которых могут участвовать сотрудники полиции, это мероприятия, которые проводятся по поручениям различных органов власти. Так, сотрудников полиции к своим проверкам могут привлекать налоговые органы. Также поручения полицейским может давать следователь по уже возбужденному им уголовному делу.

Итак, с общей теорией вопроса мы  разобрались, перейдем теперь к тем правам и обязанностям, которые есть у проверяющих и проверяемых на каждом из трех этапов.

Запрос получен — нужно ли отвечать?

Начнем с заочного этапа, на котором компания получает от полицейских те или иные запросы. Право направлять в компании запросы для сбора информации прямо предусмотрено в действующем российском законодательстве. Такой запрос обязателен к исполнению в те сроки, которые в нем указаны.

За непредставление информации по запросу, в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, которому подвергается непосредственно организация (ст. 19.7 КоАП РФ).

Также по этой статье могут оштрафовать и руководителя организации на сумму 300-500 рублей.

В то же время, получив такой запрос, всегда нужно помнить, что в отличие от налоговых органов, которые собирают информацию лишь для того, чтобы проверить правильность уплаты налогов, цель запроса документов органами полиции — сбор доказательственной базы по возможному преступлению.

Поэтому прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. Возможно, стоит уже на этом этапе проконсультироваться с юристами и адвокатами.

Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит поискать законные способы для того, чтобы эти документы не представлять.

Чтобы найти эти законные способы, надо первым делом внимательно изучить запрос. Так, согласно законодательству сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п.

1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон о полиции). Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка.

Проще говоря, в  запросе должны быть указаны номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Но, как показывает практика, проверяющие зачастую не утруждают себя указанием всей этой информации.

А значит, у организации появляется формальный повод такой запрос проигнорировать.

При этом надо помнить, что ответственность, о которой мы говорили выше, наступает за неисполнение именно законного требования или запроса государственного органа. А запрос, не содержащий информацию о его основаниях, законным уже не является. Значит, и штрафа за его неисполнение быть не может.

Полицейские в офисе

Перейдем теперь к следующей группе мероприятий, предполагающих появление в офисе компании сотрудников полиции. Как правило, полицейские приходят в офис для проведения двух видов мероприятий — обследования помещений и проведения опроса.

При обследовании сотрудники полиции имеют право также изымать документы и предметы, которые могут быть доказательством по делу (п.

7 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ от 30.03.10 № 249, далее — Инструкция).

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя (п. 2 Инструкции). Цель обследования помещений — обнаружить и изъять доказательства, которыми могут являться документы, компьютеры и т. д.

К сожалению, законодательство обходит стороной вопрос о том, может ли проводиться данное мероприятие без согласия руководителя или другого представителя компании.

Источник: http://allzakon.ru/drugoe/proverka-organizatsii-politsiej-poryadok-rezultat.html

Круг закона
Добавить комментарий