Как осуществляется аудит в сфере закупок

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит закупок (аудит системы закупок)

Задача аудита закупок возникает чаще всего в случаях, когда руководство организации считает необходимым повысить эффективность системы закупок, а так же когда возникает вопрос о соответствии существующих правил закупки требованиям законодательства.

Комплексный аудит системы закупок

Данная задача достаточно сложная и ресурсоемкая. Для проведения аудита консультанту необходимо изучить как строится система закупок заказчика, взаимодействуют подразделения, какие правила (документы) регулируют закупки. При этом анализу подлежат не только закупки как таковые, но и все связанные с ними бизнес-процессы.

Обычно в рамках аудита проводятся встречи и анкетирование ключевых специалистов и руководителей, формализуется модель процесса закупки.

Итогом аудита является развернутое заключение, включающее описание выявленных проблем и недостатков и рекомендации по усовершенствованию системы закупок.

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту закупок. Стоимость и сроки такого проекта зависят от сложности организационной структуры, регулирующих систему закупок документов и др., и составляют 1-3 месяца, соответственно со стоимостью от 500 тыс. руб. Результат – экспертное заключение.

Аудит закупок на соответствие требованиям федерального закона 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ требует, чтобы у заказчиков, на которых он распространяется, было утверждено «Положение о закупке» и устанавливает ряд требований к закупочной деятельности, от размещения информации на официальном сайте и планирования, до проведения закупок в электронной форме.

Как правило, «Положение о закупке» разрабатывается специалистами заказчика самостоятельно, при этом за основу берутся типовые документы из открытых источников.

Соответственно, для снижения рисков ошибки, целесообразно провести анализ итогового документа на предмет соответствия требованию законодательства (как 223-ФЗ, так и Гражданского кодекса, закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» и т. д.).

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает оценку «Положения о закупке» на соответствие 223-ФЗ и другим требованиям законодательства. Стоимость услуги для документа до 50 страниц – 40 тыс. руб., срок оценки – 5 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Аудит правил закупочной деятельности

Обычно задача аудита закупок ставится глобально, однако возможен анализ и оценка отдельных ее аспектов.

Как правило, к числу таких подзадач относится анализ документов, регулирующих закупочную деятельность (положения о закупке, Стандарта закупочной деятельности, типовых документаций, положения об оценке, регламента закупочной комиссии и т. д.)

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту документов, регулирующих закупочную деятельность. Стоимость услуги по анализу документа до 50 страниц составляет 60 тыс. руб., срок подготовки заключения – 7 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Запрос на услугу направляйте на адрес info@tendery.ru

Источник:

Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок?

Аудит закупок, согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.

2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости.

Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения.

Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляется анализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона).

Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений.

По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст.

2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст.

3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1–3 ст.

3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

Источник:

Check Also

Как получить выписку из ЕГРЮЛ с ЭЦП? Выписка из ЕГРЮЛ с ЭЦП (электронной цифровой подписью) …

Как получить временную регистрацию для гражданина Украины в России? Временная регистрация для граждан Украины на …

Как получить военный билет после 27 лет, если не служил? Здравствуйте. Я родился 2.10.1989. Повестки …

Как получить военный билет после 27 лет Здравствуйте, мне 28 повестки приходили, но я лично …

Как получить вид на жительство в Украине? Вид на жительство в Украине — это документ, …

Как получить вид на жительство в России в 2018 году, продление вида на жительство Как …

Как получить вид на жительство в Литве? Вид на жительство в Литве очень даже популярен …

Как получить вид на жительство в Италии? Вид на жительство в Италии весьма привлекателен для …

Как получить вид на жительство в Испании? Вид на жительство в Испании — неплохой выбор …

Как получить вид на жительство в Беларуси? Вид на жительство в Беларуси — необходимый документ …

Как получить в аренду землю под фермерское хозяйство? Аренда земли под фермерское хозяйство является очень …

Как получить бесплатно квартиру от государства (основные условия)? Как получить квартиру бесплатно от государства, будет …

Как положить деньги на КИВИ-кошелек? Если вы не знаете, как положить деньги на КИВИ-кошелек, то …

Как покупать на AliExpress (АлиЭкспресс) и оплачивать покупки? Как покупать на AliExpress, важно знать всем …

Как позвонить в полицию с мобильного телефона? Как позвонить в полицию с мобильного — этот …

СМС спам: Мегафон, Билайн, МТС и другие операторы Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 …

Каждый работник может пожаловаться на работодателя со смартфона А на днях приложение существенно обновили, добавив …

Как пожаловаться в Роспотребнадзор? Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли обратиться в Роспотребнадзор, по поводу некачественного …

Как пожаловаться в налоговую на работодателя Как подать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя Право …

Как подтвердить право на фирменное наименование Фирменное наименование и его выбор Фирменное наименование (далее также …

Как подать налоговую декларацию через интернет? Возможность подать налоговую декларацию через интернет предусматривается действующим законодательством. …

Как подать исковое заявление в суд? Здравствуйте. Сдавали планшет в ремонт по гарантии, тормозили программы. …

Как подать иск о возмещении материального ущерба? Иск о возмещении материального ущерба подается в случаях, …

Как подать заявление в ЗАГС через МФЦ Когда допускается подача заявления на регистрацию брака через …

Источник:

Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения

Тимур Слободин

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности.

На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Источник: http://allzakon.ru/razbor/kak-osushhestvlyaetsya-audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере закупок: как осуществляется

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

Рекомендуется рассчитать общую экономию на всех этапах закупочной процедуры от планирования и до исполнения контракта. Возможен расчет на основании сведений формы статнаблюдения № 1-контракт.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

  • количество заявок, подаваемых на одну закупку;
  • количество допущенных заявок;
  • долю закупок у единственного поставщика.

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры:

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Магистерская программа “Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок”

Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Источник: https://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере закупок: кто, что и как оценивает

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Поясним, что такое аудит по 44-ФЗ, что в него входит и какие задачи преследует аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок представляет собой анализ и оценку закупочной деятельности заказчика и ее результатов со стороны контролирующих органов. Их проверяют на соответствие целям госзакупок. Напомним, что к ним относится:

  • достижение целей госпрограмм, реализация мероприятий;
  • исполнение обязательств РФ;
  • нормальное функционирование госорганов, органов субъектов и муниципалитетов, реализация всех возложенных на них полномочий.

Кто проводит аудит по 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами в регионах страны и в муниципальных образованиях. К примеру, под аудит Счетной палаты подпадают госкорпорации, ГКУ и внебюджетные фонды, автономные и бюджетные учреждения, ГУПы, юридические лица, участвующие в инвестиционном капстроительстве за счет денег из федеральной казны.

Как проводится аудит в сфере закупок по 44-ФЗ

Органы аудита ведут экспертно-аналитическую и информационную деятельности, проводя проверки, анализ и оценку сведений о закупках заказчика. В том числе анализируются законность, целесообразность, обоснованность, своевременность расходов на процедуры.

Специалисты выявляют недостатки, устанавливают их причины, готовят предложения по устранению нарушений.

После этого информация систематизируется и размещается в ЕИС в разделе “Контроль и аудит” ⇒ “Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок”.

Органы аудита в своей работе используют методические рекомендации. В частности, в них говорится о направлениях аудита:

  • формирования контрактной службы и закупочных комиссий;
  • требования к товарам, работам, услугам;
  • правильность подготовки планов и планов-графиков;
  • наличие обоснования процедур;
  • правильность выбора способа определения поставщика;
  • наличие в госконтрактах обязательных условий;
  • обоснованность допуска/недопуска участников;
  • обоснованность заключения госконтрактов с едпоставщиком.

Какие еще источники информации инспекторы вправе использовать на проверках? Инспекторы могут использовать информационные системы Счетной палаты.

Например, Информационно-аналитическую систему удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), Единую систему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК), СПАРК-ИНТЕРФАКС, СПАРК-МАРКЕТИНГ.

Совет от эксперта журнала Госзакупки.ру

Разделите товары и работы в НМЦК

Счетная палата проверяет не только расходы, но и вашу закупочную деятельность в целом.Например, КСП города Муравленко выявила нестандартные для проверки счетной палаты нарушения на сумму 19 483 282 рубля.

Заказчик, по мнению инспекторов, намеренно дробил закупки на мелкие и закупал у едпоставщика, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

Инспекторы сделали такой вывод, потому что объекты во всех закупках у едпоставщика были идентичные.

Второе серьезное нарушение — сроки исполнения в контракте не соответствуют срокам в извещении аукциона. И последняя ошибка — заказчик не выделил в НМЦК отдельно товары и отдельно работы.

Получить гостевой доступ к журналу

Этапы аудита закупок по 44-ФЗ

Выделяют три этапа аудита в сфере закупок по 44-ФЗ. Первый — подготовительный. На нем аудиторы собирают информацию, изучают специфику предмета аудита. В результате специалисты разрабатывают программу.

Далее следует основной этап. На нем проводится проверка по перечню вопросов, указанных в программе. Особое внимание уделяется экономии бюджетных средств. Специалисты высчитывают абсолютный объем экономии, а также относительный.

На заключительном этапе обобщаются результаты и оформляется итоговый отчет. В нем даются рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности заказчика. Информация о проверках в ходе аудита в конце года собирается вместе и публикуется в ЕИС.

Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок

Система наблюдения за контрактной системой включает три составляющие. Помимо аудита в сфере закупок это также мониторинг и контроль. Контроль в сфере закупок подразумевает проведение проверочных мероприятий со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Мониторинг — это систематические наблюдения со стороны специалистов госорганов за закупочной деятельностью заказчиков. Они анализируют информацию о реализации планов и планов-графиков закупок. О мониторинге говорится в постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Им занимается Минфин.

В частности, во время мониторинга специалисты оценивают, какое количество процедур из числа запланированных состоялись, на какую сумму подписаны контракты, сколько из них расторгли, были ли неустойки и штрафы.

Также из ЕИС берутся сведения о жалобах на поставщиков, об итогах плановых и внеплановых проверок, числе предписаний в адрес заказчиков, о выданных банковских гарантиях и т.д.

К целям мониторинга относят оценку закупочной деятельности заказчика на предмет соответствия целям, перечисленным в 44-ФЗ, проверку обоснования проведенных процедур, а также усовершенствование законодательствах с области госзаказа.

В Минфин информацию передают два ведомства: Счетная палата и ФАС. Счетная палата рассказывает о числе закупок, которые не опубликованы в ЕИС, а также о стоимости контрактов и общей сумме банковских гарантий. ФАС сообщает о поступивших сообщениях от заказчиков о включении в РНП, об их рассмотрении, о согласовании закрытых процедур.

В результате мониторинга ежеквартально оформляются отчеты. Они публикуются в ЕИС. Порядок подготовки отчета содержится в постановлении Правительства РФ № 1193.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102641-qqq-19-m2-audit-v-sfere-zakupok

Аудит отдела закупок

Как осуществляется аудит в сфере закупок

>>  Аудит отдела закупок

Аудит отдела закупок (как, впрочем, и аудит деятельности любого подразделения предприятия) необходимо проводить в системе. Немногие компании в настоящее время могут сделать это самостоятельно.

Результативному внутреннему аудиту способствует наличие эффективного взаимодействия между подразделениями на предприятии, понятные и работающие бизнес-процессы.

В этом случае любое подразделение может своевременно увидеть объективные и субъективные ошибки в работе как своих, так и смежных подразделений. В ряде случаев такой аудит может провести сам руководитель соответствующего подразделения.

Когда в товарищах согласья нет…. Отсутствие конструктивного взаимодействия между подразделениями – серьезное препятствие для проведения внутреннего аудита. Кроме того, в ряде случаев оказывается, что “Мюнхаузен” на самом деле не может вытащить за волосы себя и свой отдел из болота.

Тому мешают объективные «законы природы»: не хватает знаний о специфике закупок, опыта, понимания контрольных точек. Сказывается желание скрыть внутренние проблемы отдела. Субъективность.

Отсутствие чёткой цели аудита (то ли отдел проверяю, то ли себя хочу обезопасить от неожиданностей). Иногда руководителя сильно заедает текучка, из которой он не может (или не хочет?) выбраться. Иногда мешает нимб :-).

А в ряде случаев конструктивному и разумному руководителю, действительно, необходима профессиональная помощь и независимый взгляд.

В таких случаях правильное решение – приглашение внешнего профессионального консультанта-аудитора в сфере закупок.

Максимизация прибыли при наведении порядка в закупках

Я всегда говорю о том, что при текущем отношении к закупкам в торговых предприятиях, при том недостатке внимания к закупочным процессам и к закупочной тщательности, предприятие недополучает часть прибыли.

И во многих бизнесах в условиях жесткой конкуренции эту прибыль значительно легче получить, настраивая и реформируя закупки, чем,  устанавливая отделам продаж несбыточные планы.

Прибыль компании может и должна быть максимизирована через аудит поставок и выстраивание точного управления ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках!

Направления аудита отдела в сфере закупок

Ошибочно предполагать, что специалист отдела снабжения – это тот, кто сидит за компьютером, и к нему выстроилась очередь из поставщиков с качественным и недорогим товаром и бонусными предложениями. Это великое заблуждение!

Здесь я перечислю вопросы, на которые каждый специалист отдела закупок должен уметь ответить в любой момент:

  1. Что купить (цвет, габариты, технические характеристики, бренд, срок годности и т.д.)
  2. По какой цене купить (сколько % смогу наценить, чтобы цена была, как минимум, рыночной, и предприятие при этом зарабатывало)
  3. Сколько надо купить (товара должно хватить на N дней продаж бесперебойно, неликвидов не должно быть)
  4. Когда и как привезти (% транспортных расходов, качество доставки, удобство разгрузки и приемки)
  5. У кого купить (мониторинг поставщиков, договор в соответствии с типовыми требованиями предприятия, условия оплаты поставщику, программы лояльности поставщика, перспективы сотрудничества)
  6. Как повышать в системе маржинальность закупаемой продукции
  7. Как снизить объем претензий к поставщику
  8. Как увеличить период кредиторской задолженности
  9. Как ранжировать поставщиков и выстраивать с ними отношения
  10. Как повысить эффективность планограмм (если торговое предприятие — розничное)
  11. Как расставить точки контроля своей закупочной деятельности

И это не полный список того, за что отвечают специалисты отдела закупок. А есть еще дополнительный блок вопросов – к самому руководителю отдела поставок!
Часто бывает так.

Отдел, вроде бы, выполняет основные показатели деятельности, глобальных претензий к нему нет, все спокойны.

Но, если влезть поглубже в каждый из перечисленных вопросов, то вот тут и выявляются скрытые ресурсы (зоны роста), повышающие прибыльность предприятия.

Виды аудита закупочного подразделения

Я выделяю следующие виды:

  • по тщательности проработки: аудит может быть предварительным (экспресс-аудит), а может быть глубоким (подробный аудит).
  • аудит может затрагивать все направления деятельности подразделения (полный аудит), а может быть сосредоточен на отдельных выбранных аспектах (направленный аудит).

Как снизить противодействие сотрудников при проведении аудита закупок

Когда для осуществления аудита отдела привлекается внешний специалист, сотрудникам следует объяснить, что нет задачи «найти неугодных и покарать». Есть задача выявить и раскрыть ресурсы отдела для развития. В результате чего сотрудникам отдела закупок их работа будет понятнее и интереснее. А вклад отдела в деятельность предприятия будет значительнее.

Цель и этапы аудита системы закупок

Необходимость независимой экспертизы могут обозначить руководитель отдела закупок, а иногда и сами специалисты отдела.

Конкретную цель аудита руководство предприятия может сформулировать самостоятельно. А может уточнить и раскрыть ее подробно с помощью внешнего консультанта, опираясь на его квалификацию и опыт.

Как обычно проходит аудит отдела закупок?

Внешний аудит, как правило, состоит из 4-х этапов:

  1. Обсуждение и Согласование
    • Знакомство руководителя и аудитора.
    • Уточнение потребностей и целей аудита.
    • Согласование почасового плана аудита.
  2. Аналитический блок
    • Анализ документов за определенный период.
    • Интервью специалистов отдела закупок и, при необходимости, представителей смежных подразделений.
    • Интервью руководителя отдела закупок.
    • Обработка результатов аудитором.
    • Формирование подробных рекомендаций по каждому из проработанных направлений деятельности отдела закупок.
    • Рекомендации эксперта предоставляются всегда в письменном виде (или в электронной форме), очно или дистанционно. Все зависит от договоренностей. Внимание! Разделы 1) и 2) – обязательные. Все последующие разделы – по желанию заказчика.
  3.   Подготовка управленческих документов и обучение 
    • Прописывание технических заданий аудитором-консультантом совместно со специалистами предприятия (специалисты закупок, ИТ отдела, финансово-экономического отдела).
    • Формирование инструкций и регламентов по закупочной деятельности.
    • Разработка типовых требований договора купли-продажи.
    • Обучение специалистов по выбранным темам (очное или дистанционное) и т.д.
  4.  Сопровождение внедрения (всего того, что перечислено в п.3)

Я свела в таблицу основные этапы аудиторской деятельности в закупочных подразделениях.

Всего 4 этапа, два из которых — обязательные. По их завершении принимается заказчик принимает решение об участии аудитора в последующих этапах или самостоятельной работе специалистов предприятия.

Таблица: Этапы аудита деятельности отдела закупокОбязательные этапы аудитаНеобязательные этапы аудита1 ЭТАП: обсуждение и согласование2 ЭТАП: аналитический блок3 ЭТАП: подготовка управленческих документов и обучение4 ЭТАП: сопровождение внедрения
Знакомство Заказчика и АудитораАнализ документов предприятия по запросу аудитора за периодСоздание технических заданий для автоматизации процессов управления закупкамиНаделение Аудитора необходимыми полномочиями и информирование участников процесса
Уточнение потребностей и целей аудиторского исследованияИнтервью руководителя по закупкам, специалистов по закупкам и смежных подразделенийФормирование бизнес-процессов и инструкций по управлению закупкамиКонтроль соответствия выполненных технических заданий и участие в тестировании отчетов
Согласование и утверждение плана аудита, прав и полномочий Аудитора и ЗаказчикаОбработка результатовПрописывание типовых требований для документов отдела закупок и нормативовТестирование, фиксирование отклонений, корректировки новых бизнес-процессов
Знакомство Аудитора с участниками процесса, информирование специалистов предприятия о полномочиях АудитораФормирование аудитором отчета и рекомендацийОбучение специалистов закупок по заявленным темамКонтроль Аудитором соответствия утвержденных требований и нормативов
Отчет Аудитора перед ЗаказчикомОтчетность перед Заказчиком в режиме, согласованном сторонамиОтчетность пред Заказчиком в режиме, согласованном сторонами
Принятие решения о совместной работе на 3 этапеПринятие решения о совместной работе на 4 этапеОформление Акта выполненных работ

Продолжительность зависит от:

  • Типа отдела закупок
  • Количества сотрудников в отделе
  • Функционала отдела закупок
  • От поставленной цели аудита

Если аудит заказан только по пунктам 1 и 2, то его продолжительность обычно составляет от 24 рабочих часов до 2 месяцев.

В случае полного аудита (все 4 пункта), то – от 3-х месяцев до года.

В практике есть аудиторские проекты, более похожие на аутсорсинг, продолжительностью более года.

Но продолжительные сроки не должны пугать. Проведение аудита отдела закупок практически всегда оказывается экономически оправданным.

Рекомендую прочитать мои статьи:

Москва, 18-19-20 сентября 2019г.

Москва,  31 окт.- 1 нояб. 2019г.

Источник: https://veremey.ru/audit-zakupok

Органы осуществляющие аудит закупок выполняют следующие полномочия

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется:

  • — Счетной палатой РФ;
  • — контрольно-счетными органами субъектов РФ (образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);
  • — контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае если такие органы созданы в муниципальных образованиях).

Органы аудита в сфере закупок в соответствии со своей компетенцией осуществляют анализ и оценку результатов закупок в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

Оценке подлежат выполнение условий контрактов но срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами (п. 12 ст. 15 Федерального закона от 05.04.

2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

Предметная область аудита ограничена достижением целей осуществления закупок, а именно:

  • — достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;
  • — исполнение международных обязательств России, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия;
  • — выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов кроме функций и полномочий, определенных в вышеуказанных пунктах.

Для достижения целей своей деятельности органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Органы аудита в сфере закупок:

  • • обобщают результаты осуществления деятельности;
  • • устанавливают причины и подготавливают предложения по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;
  • • подготавливают предложения, направленные па совершенствование контрактной системы в сфере закупок;
  • • систематизируют информацию о реализации предложений по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
  • • размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах своей деятельности.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органы, осуществляющие аудит закупок, направляют соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передают соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Органы аудита в сфере закупок, так же, как и органы мониторинга, не наделены в рамках Закона о контрактной системе правом на выдачу обязательных для исполнения заказчиками предписаний.

Аудит в сфере закупок

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

аудита

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/organy-osushhestvljajushhie-audit-zakupok.html

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита – это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/549-audit-v-sfere-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-zakupok

Круг закона
Добавить комментарий