Изменения в валютном контроле в 2018 году

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Изменения в валютном контроле в 2018 году

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5161

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г

Изменения в валютном контроле в 2018 году

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, “валютным резидентом” признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операцийк предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам – ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году – следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что “валютные операции между резидентами запрещены”.

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.

Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”).

В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетовк проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам – резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней – ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ – п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица – резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного годаследующего за таким истекшим календарным годом – ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.

Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.

(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.

данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации – п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к “норме о 183 днях” – как следует из п.14 ч.4 ст.

23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году – они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.

Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ – абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства – абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица – резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова “не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ”)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается “налоговым органом по месту учета”. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) – налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества – налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии – абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента – абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227

Отменяется паспорт сделки с 2018 года

Изменения в валютном контроле в 2018 году

Ломакина Евгения Витальевна
Руководитель офиса в Челябинске

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г.

№181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ).

Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г.

№181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

Как указывает Пресс-служба Банка России, новая Инструкция «направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций» .

При этом отмечается, что Инструкция отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, увеличивает значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, до 6 млн рублей и отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях. Кроме того, документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), сумма обязательств по которым в эквиваленте составляет не более 200 тысяч рублей.

Итак, новая Инструкция Банка России действительно вводит ряд новшеств, которые, однако, на наш взгляд, направлены не столько на либерализацию, сколько на модернизацию действующих правил осуществления валютного контроля. Основные нововведения Инструкции состоят в следующем:

1. Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется.

Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей.

Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

2. Прекращается оформление паспортов сделок; вместо этого уполномоченные банки производят учет внешнеторговых контрактов и кредитных договоров

По существу, учет контрактов уполномоченными банками преследует ту же самую цель и имеет те же последствия, что и действующие паспорта сделок. Учет контрактов осуществляется путем присвоения им уполномоченными банками уникальных номеров.

Обязательному учету подлежат внешнеторговые контракты и кредитные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым равна установленным пороговым значениям или превышает их: 3 млн рублей – для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей – для экспортных контрактов. Перечень договоров, в отношении которых обязателен учет, не изменился в сравнении с действующей инструкцией.

Для постановки контракта на учет резидент должен представить в уполномоченный банк копию такого контракта или выписку из него, содержащую следующие сведения:

  • вид экспортного контракта (исходя из 5-ти категорий, предусмотренных в Приложении 4 к Инструкции);
  • дата, номер контракта (при наличии);
  • валюта контракта;
  • сумма обязательств по контракту;
  • дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту (наименование, страна).

Банк осуществляет учет контракта не позднее следующего рабочего дня после представления ему указанных сведений.

При этом если в момент постановки контракта на учет имеется только его проект, а сам контракт ещё не подписан сторонами, то возможно осуществление учета на основании проекта. В этом случае сам контракт (его заверенная копия) должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания.

Инструкция предусматривает сроки постановки контрактов на учет:

  • при списании денежных средств в пользу нерезидента – не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств;
  • при зачислении денежных средств от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
  • при вывозе (ввозе) товаров – не позднее даты подачи таможенной декларации (или срока для представления справки о подтверждающих документах – при отсутствии требования о таможенном декларировании).

Кроме того, в Инструкции предусмотрены правила о снятии контрактов с учета и внесении изменений в сведения о контрактах, а также изложен порядок действий в случаях исполнения обязательств по контракту третьим лицом и уступки третьему лицу требований (перевода долга) по контракту.

Также стоит отметить, что с даты вступления в силу новой Инструкции существующие паспорта сделок будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие контракты считаются поставленными на учет в установленном порядке. При этом номер паспорта сделки по такому контракту считается его уникальным номером для целей постановки на учет, и дальнейшее обслуживание контракта осуществляется в соответствии с новой Инструкцией.

Преимуществом новой Инструкции является, на наш взгляд, удачная техника изложения материала. По сравнению с документом-предшественником, новая Инструкция относительно проста в восприятии, что само по себе, в общем-то, можно рассматривать как некоторую либерализацию в отношении участников оборота.

Тем не менее, в целом Инструкция не вносит принципиальных изменений в положение российских импортеров и экспортеров.

Напротив, уточнение и обновление порядка осуществления валютного контроля может говорить о том, что государство намерено повысить эффективность такого контроля и совсем не стремится освободить резидентов от существующих валютных ограничений.

Данная тенденция прослеживается и в тех изменениях, которые внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ (изменения вступают в силу с 14 мая 2018 года). В частности, скорректированы формулировки части 1.

1 статьи 19 и части 5 статьи 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно измененной редакции части 1.

1 статьи 19, резиденты должны представлять уполномоченным банкам точные сведения о сроках исполнения обязательств нерезидентами (получения валютной выручки) согласно условиям контракта (в отличие от «ожидаемых максимальных сроков» согласно действующей редакции).

В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 23, банки вправе отказывать в осуществлении валютных операций не только в случаях непредставления резидентом необходимых документов, но также и в иных случаях, когда проведение валютной операции нарушит требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, этим же Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения валютного законодательства.

Таким образом, последние тенденции в изменении валютного законодательства свидетельствуют отнюдь не о либерализации, а, напротив, об усилении и повышении эффективности валютного контроля.

Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему стоит с вниманием относиться к соблюдению требований валютного законодательства и учитывать связанные с этим риски при заключении контрактов.

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/pokoy_nam_tol_ko_snitsya/

Обзор изменений в валютном законодательстве 2018 года

Изменения в валютном контроле в 2018 году

С 01 января 2018 года начинают действовать поправки к ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ № 173), существенно меняющие правовой статус, возможности, права и обязанности граждан РФ при осуществлении валютных операций.
Рассмотрим основные изменения, внесенные в законодательство о валютном регулировании.

Кто признается резидентом в соответствии с принятыми поправками?

В прежней редакции ФЗ №173 валютными резидентами признавались граждане РФ, кроме тех лиц, которые проживали за рубежом не менее одного года. Теперь под понятие валютный резидент подпадают все граждане России без исключения, вне зависимости от длительности их пребывания за границей (п.6 ст.1 ФЗ № 173).

Некоторые исключения вводятся для лиц, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году. Так, они освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами России, представлять отчеты по таким счетам. Кроме того, эта категория лиц названа в законе в качестве исключения из общего запрета на совершение валютных операций: п.

25 ст. 9 разрешает валютные операции для таких лиц за пределами РФ.

Какие права и обязанности закон устанавливает для – граждан России, проживающих преимущественно в РФ?

В отношении рассматриваемой категории лиц расширился перечень допустимых валютных операций. В 2018 году на заграничные счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, без привлечения уполномоченного российского банка в соответствии со ст. 12 ФЗ № 173 можно зачислять:

  • денежные средства, которые гражданин-резидент получил от нерезидента, от продажи недвижимости, которая находилась в собственности резидента в другой стране (с ограничениями, предусмотренными п.5.1 ст. 12).
  • денежные средства, которые гражданин-резидент получил от нерезидента от продажи транспорта, который находился в собственности резидента в другой стране.

Резиденты получили право оплачивать средствами с иностранного счета оказание услуг и передачу имущества на территории РФ, кроме случаев, когда такие валютные операции отнесены к числу запрещенных.

Новые правила об уведомлении налоговой и отчетах по движениям на счетах

В соответствии с принятыми изменениями граждане, которые более 183 дней в году провели в другой стране вправе:

  • Не уведомлять налоговую службу об открытом за рубежом счете (вкладе).
  • Не предоставлять отчеты по движениям средств по зарубежному счету.
  • Совершать валютные операции на территориях других государств.

Лица, которые в соответствии с указанным выше не подавали уведомлений в налоговый орган по месту своего учета об открытии и закрытии счетов (вкладов) в банках, находящихся в иностранном государстве, об изменении реквизитов этих счетов, не подавали отчеты о движении финансов по таким счетам, и срок пребывания которых за рубежом в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, должны:

  • уведомить налоговые органы об открытии или закрытии своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в рублях в иностранных банках, об изменении реквизитов в срок до 1 июня.
  • представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ.

Важно отметить: в соответствии со ст. 23 ФЗ № 173 с 1 января 2018 г. у налогового органа появилось право требовать от граждан документацию, подтверждающую время нахождения на территории другой страны и документацию о въезде в Россию и выезде из России.

Итоги

Анализ изменений, внесенных в ФЗ № 173, позволяет сделать вывод: поправки содержат как положительные изменения для отдельных категорий граждан РФ, так и отрицательные.

  • нововведения учитывают интересы граждан России, проживающих преимущественно в других странах – более 183 дней в году. Закон позволяет им свободно совершать валютные операции через свои заграничные счета.

Однако при взаимодействии с валютными резидентами, постоянно проживающими в России, указанные лица смогут воспользоваться своим правом только в ограниченных пределах.

  • резидент РФ сможет продать собственность за рубежом и перечислить денежные средства на счет в иностранном банке (ранее можно было зачислить денежные средства только в банк на территории РФ).

Однако это возможно  при сделках с нерезидентами и только в случае если страна, где находится недвижимость, входит в ОЭСР или ФАТФ, и подписала соглашение об автоматическом обмене финансовыми данными или имеет с Россией двустороннее соглашение об обмене информацией.

  • ограничена возможность расчетов между теми гражданами, кто проживает за рубежом и гражданами, живущими в России через иностранный банк. Теперь это возможно, если только одна из сторон – резидентов РФ – живет за рубежом более 183 дней в году (п. 25 ч.1 ст. 9 ФЗ №173).

Раньше гражданин России, преимущественно проживающий в другом государстве, признавался нерезидентом, и проживающий постоянно в России резидент мог без сложностей производить с ним расчеты в иностранной валюте. С внесением в законодательство изменений такая возможность исчезла, поскольку валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены.

Младший юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Самсонова Ольга

Источник: https://pravorf.ru/analytics/obzor_izmeneniy_v_valyutnom_zakonodatelstve_2018_goda.php

Изменения валютного контроля 2018: отмена паспорта сделки и ужесточение ответственности за нарушения валютного законодательства

Изменения в валютном контроле в 2018 году

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке
Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года
Новые правила валютного контроля – 2018
Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка, а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется.

Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо.

Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Важно!

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

  • Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД.

Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке.

В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.

  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше.

    Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства.

    При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

***

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера.

Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»).

В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/otmena-pasporta-sdelki-i-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/

Круг закона
Добавить комментарий