Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

Бухгалтерская служба на предприятии: правовая основа, задачи, структура

Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

Федеральный закон №402ФЗ «О бухгалтерском учете» предполагает, что все организации независимо от форм собственности, находящиеся на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет.

Форма ведения учета определена законодательством РФ и зависит от того осуществляется ли хозяйственная деятельность с образованием юридического лица, либо нет.

В любом случае ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель.

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации. Законом о бухгалтерском учете предусмотрены следующие варианты организации ведения бухгалтерского учета на предприятии:

  • Осуществлять учетную функцию самостоятельно (на практике данный вариант используется редко);
  • На основе договорных отношений по оказанию услуг передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации, специалисту в единственном числе – на основе гражданско-правового договора (чаще всего к данному варианту прибегают индивидуальные предприниматели);
  • Открыть штатную единицу бухгалтера;
  • Ввести в организационную структуру предприятия подразделение «Бухгалтерия» во главе с главным бухгалтером.

Руководитель вправе изменит форму организации бухгалтерской службы, при этом необходимо соответствующим приказом внести изменения в учетную политику.

Кроме того, если бухгалтерская служба на предприятии выделена в отдельное структурное подразделение, то учетная политика должна содержать в себе схему его структурного строения.

Это характерно в основном для крупных предприятий, имеющих в своем составе разветвленную структуру подразделений (основное производство, вспомогательное производство, обслуживающие производства и др.).

Варианты организации бухгалтерской службы также зависят от распределения учетных функций на предприятии. Выделяют централизованные и децентрализованные варианты организации бухгалтерского дела.

Централизованный вариант организации учетного процесса подразумевает, что в производственных подразделениях формируются первичные и сводные документы, а в бухгалтерии ведется аналитический и синтетический учет.

Децентрализация подразумевает сосредоточение бухгалтерских работников на производственных участках, где ведется аналитический и синтетический учет. Головная бухгалтерия при этом занимается составлением и консолидацией отчетности, осуществляет контрольную функцию.

Положение о бухгалтерской службе

Одной из унифицированных форм организационно-распорядительной документации является «Положение о бухгалтерской службе». Данный документ определяет основные цели структурного подразделения, задачи, функции, порядок осуществления учетного процесса.

Структура данного документа представлена на схеме. Каждый из разделов данного документа детально разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается приказом директора. Рассмотрим более подробно содержание каждого раздела.

Раздел «Общие положения» содержит в себе общие сведения о структурном подразделении, отражает выбранную форму ведения учета, нормативную документацию на которую опираются работники бухгалтерии при осуществлении учетной функции. В зависимости от размера организации и объема выполняемых работ определяется численный состав бухгалтерии.

Раздел «Цели и задачи» своим названием определяет содержание. Он подробно раскрывает основные цели структурного подразделения и перечисляет стоящие перед ним задачи.

Раздел «Функции» содержит в себе перечень возлагаемых на бухгалтерию функций, исходя из которых формируются должностные инструкции сотрудников бухгалтерии.

«Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» — раздел который содержит в себе должностные инструкции руководящего состава бухгалтерии, сформированных на основе норм Федерального закона о бухгалтерском учете.

Раздел «Взаимоотношения, служебные связи» раскрывает внутренние и внешние связи аппарата бухгалтерии.

Раздел «Организация работы» раскрывает правила внутреннего трудового распорядка структурного подразделения. В случае если организация попадает под перечень хозяйствующих субъектов, которые подлежат обязательному аудиту, об этом также вносится соответствующая информация.

Соответственно можно говорить о том, что данный документ является многопрофильным и четко определяет построение бухгалтерского учета на предприятии.

Задачи и основные функции бухгалтерской службы

Задачи, возложенные на бухгалтерскую службу, напрямую вытекают из задач бухгалтерского учета определенных Федеральным законом.

Задачи бухгалтерской службы:

  • Формирование достоверной и полной информации о деятельности организации и протекающих хозяйственных процессах как для внутренних, так и для внешних пользователей, составление отчетности;
  • Предотвращения отрицательных финансовых результатов деятельности организации;
  • Своевременное осуществление платежей по обязательствам;
  • Эффективное использование ресурсов предприятия для достижения тактических и стратегических целей;
  • Организация внутренних связей бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями;
  • и другие.

Определенные формы решения задач, стоящих перед бухгалтерской службой раскрыты в учетной политике: финансовая политика, налоговая политика, график документооборота, способ начисления амортизации и иные аспекты.

Данные задачи определяют функции, возлагаемые на бухгалтерскую службу:

  1. Учетная функция. Непрерывное ведение бухгалтерского учета, фиксирование всех хозяйственных операций, происходящих на предприятии и хозяйственных процессов. Данная функция является основной и обеспечивает необходимой информацией внутренних и внешних пользователей.
  2. Контрольная функция. Осуществление контроля за сохранностью имущества предприятия, за своевременным проведением инвентаризации, за соблюдением сроков предоставления отчетности, за правильным ведением расчетов и т.д.
  3. Организационная функция. Организация документооборота и обмена учетной информацией между подразделениями организации.
  4. Аналитическая функция. Систематический анализ учетной информации для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Организационная структура бухгалтерской службы

Под структурой управления в организации понимается система функциональных служб и подразделений взаимосвязанных между собой с целью принятия управленческих решений. Немаловажную роль в организационной структуре предприятия играет бухгалтерская служба.

Понятийная справка!

Бухгалтерская служба – это структурное подразделение, осуществляющее функции сбора, обработки и систематизации учетной информации в форме бухгалтерских документов и отчетности с целью информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

В настоящее время существует три основных типа организационной структуры бухгалтерской службы:

  1. Линейная (иерархическая);
  2. Вертикальная (линейно-штабная);
  3. Функциональная (комбинированная).

Линейная (иерархическая) организационная структура приемлема для небольших организаций и предполагает, что работники бухгалтерии получают задания от главного бухгалтера и напрямую подчиняются ему.

Вертикальная (линейно-штабная) организационная структура подразумевает создание промежуточных звеньев управления, возглавляемых ведущими бухгалтерами.

Работники бухгалтерии получают задания непосредственно от ведущих бухгалтеров и отчитываются перед ними, а те в свою очередь перед главным бухгалтером.

При данной структуре в бухгалтерии могут создаваться отделы: расчетный, материальный, производственный и т д. Такая структура характерна в основном для средних и крупных предприятий.

Функциональная (комбинированная) организационная структура характерна созданием по отдельным участкам учетной работы специальных структурных подразделений, которые выполняют определенный конечный этап работ бухгалтерии.

Права главного бухгалтера при этом возлагаются на руководителей данных подразделений в пределах их компетенции.

Такая структура применяется на крупных предприятиях, на которых созданы центры ответственности на основе внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

Эффективное функционирование любого типа организационной структуры возможно лишь при хорошо налаженных взаимоотношениях внутри службы и с другими структурными подразделениями.

Для большинства предприятий характерно создание двух учетных подразделений: финансовая бухгалтерия и управленческая бухгалтерия.

Финансовая бухгалтерия – решает вопросы учета с целью составления финансовой отчетности регламентированной законодательством. Работники финансовой бухгалтерии осуществляют работу по определению финансового и имущественного положения организации, занимаются оценкой статей актива и пассива баланса и определением финансового результата.

Управленческая бухгалтерия – формирование оперативной отчетности, необходимой для принятия управленческих решений. Управленческая отчетность является коммерческой тайной и необходима для внутренних пользователей.

Источник: https://buhbook.net/buhgalterskij-uchet/finansovyiy-uchet/buhgalterskaya-sluzhba-na-predpriyatii-pravovaya-osnova-zadachi-struktura/

Централизованная бухгалтерия: организационная структура, принцип работы

Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

В соответствии с действующим законодательством, руководитель бюджетного предприятия имеет право выбрать метод ведения учета, в том числе путем передачи этой функции централизованной бухгалтерии. Основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, выступают НК, БК и ФЗ №129. Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию.

Нормативная база

В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п. 2 ст. 6 ФЗ №129.

В норме сказано, что руководители могут осуществить передачу полномочий на договорных началах. По п. 5 ст. 321.1 НК отчетность ведет централизованная бухгалтерия, если бюджетное предприятие осуществляет коммерческую деятельность. Она также заполняет декларацию по налогам.

Документ сдается в подразделение ФНС по адресу расположения бюджетного предприятия.

Централизованная бухгалтерия

Необходимо сказать, что действующее в настоящее время законодательство, регламентирующее вопросы ведения отчетности, мало затрагивает работу рассматриваемых институтов.

В связи с этим на практике зачастую возникают сложности, связанные непосредственно с их функционированием и проверками. Централизованная бухгалтерия выступает как специализированное подразделение.

На начальном этапе такие институты формировались при государственных и местных органах – распорядителях бюджетных поступлений. В настоящее время централизованная бухгалтерия – это относительно самостоятельное юрлицо. У нее есть свое имущество, печать, бланки.

Для осуществления своей деятельности подразделение использует специальные программы для бухгалтерского учета (“Бизнес Пак”, “1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения” и проч.).

В качестве основных актов, в соответствии с которыми формируется организационная структура бухгалтерии, выступают уставы предприятий, а также распоряжение руководителя исполнительного органа субъекта или МО.

Также издаются локальные документы, которыми регламентируется деятельность рассматриваемых институтов. Их издает сама централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений или бюджетных госпредприятий.

Такими локальными актами выступают:

  1. Распоряжения и приказы руководителя.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Коллективный договор.
  4. Положение о премировании.
  5. Приказ о финансовой политике.
  6. Положение о предоставлении услуг за плату.

Функции

Основной задачей рассматриваемых институтов выступает ведение отчетности по отдельным расходным статьям подразделений, относящихся к тем или иным ведомствам (бюджетное, казенное учреждение). Централизованная бухгалтерия действует с ними на основании договора.

Закрепление ее за отдельными предприятиями относится к полномочиям отраслевых департаментов. Планирование и учет бюджетных расходов, а также средств, полученных при предпринимательской деятельности, производятся в разрезе учреждений. Финансирование затрат осуществляется с единого л/с по сводной смете.

Ее составляет централизованная бухгалтерия. В функции подразделения входит работа по исполнению составленных смет, контроль состояния расчетов, сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Оно следит за экономным и целевым расходованием финансов, обеспечивает своевременность составления годовой и периодической отчетности. Фактически подразделение реализует все основные бухгалтерские услуги на предприятии.

Начальники подразделений, предоставляющих бухгалтерские услуги бюджетным и прочим ведомственным предприятиям, обладают полномочиями распорядителей средств. При этом руководители:

  1. Подписывают договора поставки.
  2. Получают авансы на хозяйственные и прочие нужды либо разрешают их выдачу своим работникам в установленном в нормах порядке.
  3. Заключают трудовые контракты.
  4. Дают разрешение на оплату расходов из ассигнований, предусмотренных в смете.
  5. Используют по установленным нормам продукты питания, материалы и прочие ценности для удовлетворения нужд предприятия.
  6. Подписывают документацию, выступающую в качестве основания для выдачи денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей, утверждают отчеты по авансовым выплатам, акты списания пришедшего в негодность инвентаря.
  7. Получают необходимые справки и материалы, связанные с исполнением сметы.
  8. Решают иные вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни предприятия.

Классификация подразделений

Исполнительные органы региона либо МО могут устанавливать разные уровни централизации учета для конкретного учреждения. В зависимости от этого определяются конкретные задачи подразделения. Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности.

В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия. Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность. Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам.

На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы. Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ. Рассмотренная схема централизации в настоящее время считается наиболее популярной.

Она позволяет минимизировать расходы и временные, и денежные.

Частичная передача функций

Эта вторая по популярности схема работы централизованных бухгалтерий. В данном случае часть функций передается подразделению, а часть реализуется на самом предприятии.

К примеру, централизованная бухгалтерия может осуществлять расчеты с подрядчиками и поставщиками, внебюджетными фондами и бюджетом по сборам и налогам. В штатных расписаниях предприятия вводятся соответствующие должности. Лица, их занимающие, реализуют оставшуюся часть функций.

В их обязанности, в частности, включается подготовка не только первичных документов, но и бумаг, выступающих как основание для осуществления расчетов.

К последним, в частности, относятся штатные расписания, расчетно-платежные ведомости, по данным из которых производится списание стоимости материальных запасов, использованных на предприятии, и так далее. Централизованная бухгалтерия в этом случае наделяется контрольными функциями.

Она вправе проверять правильность предоставленной документации, обоснованность применяемых предприятием тарифов и цен, контролировать соблюдение порядка расходования бюджетных и других средств. Централизованная бухгалтерия также осуществляет безналичный расчет, в том числе по соборам и налогам, составляет финансовую отчетность.

Дополнительно

В ряде случаев бюджетное учреждение получает максимум полномочий по ведению учета движения средств. Соответственно, в нем предусматривается специальное подразделение с компетентными сотрудниками.

Централизованной бухгалтерии предоставляется право осуществлять учет по расходам, которые производятся по отдельным сметным статьям. Обычно такая ситуация обусловлена характером поставки материальных запасов и других нефинансовых активов.

Используя программы для бухгалтерского учета, предприятия самостоятельно ведут свою отчетность. Данный вариант целесообразно применять для контроля расходования средств бюджета.

Учреждения, в которых предусмотрена собственная бухгалтерия, передают отчетность в отраслевые централизованные подразделения. Они, в свою очередь, формируют сводные документы по области, городу, району.

Проверка договоров

Ревизия правильности ведения учета в бюджетных учреждениях начинается с контроля соблюдения условий соглашений на бухгалтерское обслуживание. В таких договорах обычно оговариваются ключевые моменты деятельности рассматриваемых подразделений.

В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля. Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись.

Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам. Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения.

Это зависит от способа распределения функций между ними.

Финансовая политика

Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики. Она является практическим руководством для работников финансовых служб предприятия и имеет особое значение для внешних пользователей.

Так, арбитражные суды, принимая решения по спорам, ориентируются на методы учета, выбранные учреждением и закрепленные документально. Государственная финансовая политика реализуется по Инструкции, утвержденной приказом Минфина №148н от 30.12.2008 г. Непосредственный учет в учреждении осуществляется в соответствии с ФЗ №129. В ст.

5 (п. 3) указывается, что предприятия могут самостоятельно формировать финансовую политику, исходя из специфики своей деятельности. Ответственность за составление, ведение, своевременное предоставление достоверных и полных сведений лежит при этом на главном бухгалтере. В случае необходимости в документ вносятся изменения.

Правильность их указания проверяются ревизорами.

Заключение

Особенность работы централизованной бухгалтерии состоит в сложности взаимодействия с большим количеством бюджетных учреждений. В связи с этим для подразделения крайне важно сформулировать порядок этих взаимоотношений. Одним из ключевых актов выступает при этом график документооборота. При несоблюдении его пунктов или в случае его отсутствия в бухгалтерии возникает множество нарушений.

Источник: https://FB.ru/article/258691/tsentralizovannaya-buhgalteriya-organizatsionnaya-struktura-printsip-rabotyi

Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

Бюджетный учет, N 4, 2010 М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отдела Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы

Действующее законодательство возлагает на плечи руководителя бюджетного учреждения право выбора метода ведения учета, одним из которых является передача функций централизованной бухгалтерии.

В чем принципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичные нарушения, выявляемые контролирующими органами при проверках централизованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность централизованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

Согласно пункту 5 статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях, занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса.

Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Следует обратить внимание на то, что действующая нормативная база в области организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы о деятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало. В связи с чем возникают трудности как в работе самих централизованных бухгалтерий, так и при их проверках.

Напомним, что централизованные бухгалтерии были созданы как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти и органах местного самоуправления, главных распорядителях и распорядителях бюджетных средств. В настоящее время большинство централизованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, свою печать, бланки и имущество.

Таким образом, вопрос о централизованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.

Основными документами, определяющими особенности функционирования централизованных бухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании ГУ «Централизованная бухгалтерия», а также уставы этих учреждений.

Кроме того, каждая централизованная бухгалтерия издает локальные акты, регламентирующие ее деятельность:

— приказы и распоряжения руководителя;

— коллективный договор;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— положение о премировании;

— положение о предоставлении дополнительных платных услуг;

— приказ об учетной политике.

Основная функция централизованных бухгалтерий — осуществление бухгалтерского учета по отдельным статьям расходов государственных учреждений, принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров с этими учреждениями о централизации расходов.

Прикрепление государственных учреждений к централизованным бухгалтериям находится в компетенции отраслевых департаментов.

При этом планирование и учет расходов бюджета и средств от предпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетных учреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджета производится с единого лицевого счета по сводной смете централизованной бухгалтерии.

Централизованные бухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.

При централизованном учете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются права распорядителей бюджетных средств. При этом они:

— заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;

— получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;

— заключают трудовые соглашения;

— разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;

— расходуют в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

— подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядке пришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;

— получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки и сведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Функции централизованной бухгалтерии

Органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления может быть установлена различная степень централизации бюджетного учета для каждого конкретного учреждения (рис.1).

Рисунок 1

В зависимости от выбранного способа централизованные бухгалтерии выполняют различные функции. Так, в случае с полной централизацией в обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатных расписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы не создаются.

Первичные учетные документы по движению материальных запасов и других нефинансовых активов исполняются материально ответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов и расходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии на основании данных, представленных руководителями учреждений или структурных подразделений.

При этом право подписи заявлений на выдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовых отчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы сохраняется за руководителями учреждений.

Такая форма централизации в настоящий момент является одной из самых популярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы (как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.

Второй по популярности формой централизации является передача части функций по ведению бюджетного учета централизованным бухгалтериям.

Например, расчеты с поставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписания учреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которых входит подготовка не только первичной документации, но и бухгалтерских документов, служащих основанием для производства расчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетных ведомостей документов, служащих основанием для списания стоимости использованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованной бухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильности составления представленных документов, обоснованности применяемых цен и тарифов, контроля за соблюдением установленного законодательными и нормативными актами порядка использования бюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке (включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а также составление налоговой отчетности производятся централизованной бухгалтерией.

В некоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальные полномочия по ведению бюджетного учета, а централизованные бухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимых по отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано с ситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иных нефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний вид централизации представляет собой ведение бюджетного учета учреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерской отчетности органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) поручено централизованной бухгалтерии.

Такой вариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых учреждениям.

Бюджетные учреждения, имеющие свои бухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность в отраслевые централизованные бухгалтерии для составления сводной отчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильности ведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры на бухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдения договорных условий. В договорах на обслуживание, как правило, определена степень централизации, основные задачи централизованной бухгалтерии, права и обязанности сторон.

Из этого документа ревизор черпает основную информацию об объекте проверки. Кроме функций, прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует право первой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключая договор, может оставить за собой право первой подписи лишь по приносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера или бухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранного способа централизации.

Вторым моментом, на который обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политика имеет большое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней.

Четко и грамотно сформированная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Государственная учетная политика реализуется через Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008 года N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется также в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Источник: http://allzakon.ru/uchet-i-otchetnost/tsentralizovannaya-buhgalteriya-struktura-pravovaya-forma-obyazannosti.html

Централизованная бухгалтерия как структурное подразделение местной организации. Централизованная бухгалтерия учреждений: Подробный обзор процесса

Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

16.08.2018

В соответствии с действующим законодательством, руководитель бюджетного предприятия имеет право выбрать метод ведения учета, в том числе путем передачи этой функции централизованной бухгалтерии. Основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, выступают НК, БК и ФЗ №129. Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию.

Документы, регламентирующие деятельность

В качестве основных актов, в соответствии с которыми формируется организационная выступают уставы предприятий, а также распоряжение руководителя исполнительного органа субъекта или МО.

Также издаются локальные документы, которыми регламентируется деятельность рассматриваемых институтов. Их издает сама централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений или бюджетных госпредприятий.

Такими выступают:

  1. Распоряжения и приказы руководителя.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Коллективный договор.
  4. Положение о премировании.
  5. Приказ о финансовой политике.
  6. Положение о предоставлении услуг за плату.

Права руководителей

Начальники подразделений, предоставляющих бухгалтерские услуги бюджетным и прочим ведомственным предприятиям, обладают полномочиями распорядителей средств. При этом руководители:

  1. Подписывают договора поставки.
  2. Получают авансы на хозяйственные и прочие нужды либо разрешают их выдачу своим работникам в установленном в нормах порядке.
  3. Заключают трудовые контракты.
  4. Дают разрешение на оплату расходов из ассигнований, предусмотренных в смете.
  5. Используют по установленным нормам продукты питания, материалы и прочие ценности для удовлетворения нужд предприятия.
  6. Подписывают документацию, выступающую в качестве основания для выдачи денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей, утверждают отчеты по авансовым выплатам, акты списания пришедшего в негодность инвентаря.
  7. Получают необходимые справки и материалы, связанные с исполнением сметы.
  8. Решают иные вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни предприятия.
Круг закона
Добавить комментарий